Моделирование

Реклама

Космоход на гусеничном ходу

Немного истории гусеничного транспорта и описание того как изготовить космоход на гусеничном ходу

Колесо — самый древний и самый распространенный движитель на земле. Одно из самых древних колес, обнаруженных в Европе, археологи относят к 8 в. до н. э.! Сделанное из бронзы и дуба, оно, как предполагают археологи, принадлежало погребальной колеснице.
Колесные экипажи долгое время были единственным средством преодоления больших расстояний по суше. Но были эффективны только на хороших дорогах. А как быть там, где их нет? И наряду с модернизацией колеса изобретатели начали задумываться над созданием нового вида движителя — гусеничного, как более подходящего в условиях бездорожья.

Сегодня гусеничные машины повышенной проходимости широко известны. А вот где появилась первая гусеница, и кто был ее создатель, знают немногие. Поэтому сначала, немного истории. В 1837 г. наш соотечественник Д. Загряжский предложил один из первых гусеничных движителей. В 1876 г. другой русский изобретатель С. Маевский создал устройство, которое содержало практически все узлы будущих гусеничных машин, а через три года талантливый механик Ф. Блинов получил первую привилегию на изобретение грузового вагона, оснащенного «бесконечными рельсами» для движения по любой грунтовой дороге.

В 1888 г. жители города Балакова стали свидетелями испытаний еще одной новинки этого изобретателя — самодвижущегося экипажа, оборудованного двумя паровыми машинами и двумя металлическими гусеницами. С нее по сути и началась история машин, которым не страшно бездорожье,— ведь тракторы, и танки, и гусеничные вездеходы возят дорогу на себе.

Еще больше, чем на Земле, гусеничный движитель может пригодиться в космосе, при изучении и освоении планет Солнечной системы, ведь если уж на Земле дорог не хватает, то там их вообще нет.

Предлагаем вам оригинальную конструкцию движущейся модели вездехода-космохода, которую, можно сделать из обыкновенной бумаги и картона.

Общий вид этой модели показан на рисунке 3.

самодельный космоход

Для ее изготовления понадобятся ножницы, резак для картона, паяльник, изолированные провода, детали от пришедших в негодность игрушек. Для склеивания бумаги можно использовать клеи «Марс», «Уникум», «Контактол», нитроцеллюлозный, а также ПВА и тому подобные. Если есть цветная бумага, то окрашивать модель не придется — ее можно просто оклеить, а если нет, то лучше всего применить нитроэмалевые краски, либо поливинилацетатную темперу.

Все детали ходовой части 1, 3, 4 (рис. 4) сделаны из бумаги и картона. Для отдельного привода каждой гусеницы  (чтобы модель могла двигаться не только по прямой, но и поворачивать) потребуются два микроэлектродвигателя и два редуктора Р-1, соединенных между собой резиновыми или пластмассовыми трубочками-муфтамй 6, например кусочками стержней от шариковых ручек.

Подготовив двигатели и редукторы, приступите к изготовлению гусениц, состоящих из 12 картонных объемных траков на бумажной ленте из 2—3 слоев упаковочной крафт-бумаги, склеенных резиновым клеем, или тонкой брезентовой ткани. Каждый трак склейте из картона толщиной 0,5 мм по развертке 5. Размеры основания трака 25X40 мм, высота его произвольна.

Современные клеи обеспечивают большую прочность соединений, поэтому традиционные «карманы» на развертке, за исключением одного, помеченного горизонтальной штриховкой, не предусмотрены. Для повышения проходимости на верхнюю опорную поверхность траков следует наклеить прямоугольные кусочки крупнозернистой водостойкой шлифовальной шкурки, после чего остальные стороны траков (для водонепроницаемости) окрасить масляной или нитрокраской. Особенно тщательно нужно прокрасить места соединений. Для этих целей можно использовать даже гуашь, но после того, как краска высохнет, следует покрыть окрашенные поверхности несколькими  слоями  любого  водостойкого лака, например мебельного аэрозольного Ц-584. Готовые траки наклейте на ленту из крафт-бумаги и окрасьте ее с внутренней стороны.

В качестве привода гусеничных лент на вездеходе использованы ведущие шестигранники со стороной 40 мм, совпадающие с длиной основания трака. Четыре таких шестигранника следует вырезать по развертке 1 из картона толщиной 0,5... 1 мм и склеить, проклеивая для прочности стыки с наружной стороны полосками бумаги. Толщина шестигранников несколько больше ширины гусениц — примерно 30 мм. Чтобы гусеничные ленты не слетали с ведущих шестигранников, на них с обеих сторон надо предусмотреть диски противоспада 3 диаметром 80 мм. Делаются они также из картона. После окраски на них можно наклеить декоративные кружочки из цветной бумаги (на схеме гусеницы 2 на одном из шестигранников диск не показан).

Ведущие шестигранники с наклеенными дисками противоспада укрепите на валах редукторов. Для этого удлините валы металлическими или свернутыми на клею из бумаги трубочками 9 и вставленными в них для прочности деревянными стержнями 10.


Главное — обеспечить тугую насадку этих трубочек на валы редукторов. Для этого перед тем, как надеть трубочки, валы смажьте клеем, а затем просверлите, или проделайте раскаленной булавкой в надетых на валы трубочках сквозные отверстия, в которые вставьте проволочные шпонки 8 — они не дадут им проворачиваться. Остается вставить эти валы в намеченные в центре каждого шестигранника отверстия  и  закрепить  в  них  клеем.

Из фанеры толщиной 3 мм выпилите прямоугольник основания, размеры которого нужно выбрать исходя из расположения двигателей и соединенных с ними редукторов с надетыми на валы шестигранниками. Моторы и редукторы приклейте к основанию, после чего к клеммам микроэлектродвигателей припаяйте по схеме провода питания, причем переключатели для системы управления S1 и S2 можно приобрести в магазине электро или радиотоваров или сделать самостоятельно. Наденьте на ведущие колеса гусеничные ленты и только после этого вставьте задние, ведомые шестигранники, осью которых может служить полистироловая вязальная спица 0 7...8 мм или стальная проволока диаметром 2...3 мм. Натяните гусеничные ленты и закрепите небольшими гвоздиками на фанерном основании заднюю ось.

Корпус модели, который закроет основание с двигателями и редукторами, также сделайте из картона. Развертки его мы не даем, попробуйте сделать ее сами. Колпак кабины космонавта — половинка шарика от детской погремушки или полистиролового елочного шара. Радиолокатор — от поломанной игрушки или самодельный — спаянный из проволоки.

По этой же технологии можно сделать космоход на гусеничной ленте, составленной из спичечных коробков (рис. 5).

Ведущие колеса этой модели — такие же шестигранные призмы, только вот гусеницу нужно изготовить не из крафт-бумаги, а из ткани, лучше всего типа «болонья». Спичечные коробки-траки для этой гусеницы хорошенько прокрасьте нитрокраской, просушите и заполните пенопластовой крошкой. К ленте из ткани приклейте их резиновым клеем, а еще лучше — пришейте. На этом не ограничиваются различия моделей.

Фальшборт, предохраняющий гусеницу от спадания, прикрывает еще одну очень важную деталь — пенопластовый поддерживающий блок. Он не только не позволяет гусенице провисать, но и сообщает модели дополнительную плавучесть и устойчивость на плаву.

Корпус модели лучше всего склеить из полистироловых пластин толщиной 2...3 мм или фанеры. Размеры его определите исходя из компоновки привода и длины гусеничного движителя. Если при этом оклеить спичечные коробки-траки прямоугольными пластинами из водостойкой шлифовальной шкурки, то сцепление модели с грунтом значительно возрастет и проходимость модели повысится.

Надо сказать, что использование подручных материалов позволяет легко и сравнительно просто изготовить отличные гусеницы для самых разных  моделей  вездеходов.  Наиболее простые гусеницы (рис. 6, а, б) можно сделать из широкой галантерейной резинки, полоски резины от велокамеры, кусочков пористой резины или поролоновой губки.

Технология изготовления гусениц такова: концы резиновой ленты надо сшить или склеить, после чего приклеить на нее или пришить куски пористой резины или поролона так, чтобы между ними оставалось некоторое пространство.

Есть и другой способ изготовления гусеницы: сделать складки на полоске резины с помощью иголки с ниткой или степлера.

Чтобы гусеницы не спадали с ведущих колес, на них следует наклеить ограничительные шайбы (рис. 6, г) или пришить на саму ленту направляющий поясок из тонкой резиновой трубки (рис. 6, в) под соответствующую выемку на колесе.

Кроме уже упоминавшихся спичечных коробков (рис. 6, д), на резиновой или тканевой ленте можно закрепить коробочки из тонкого листового полистирола, например стаканчики из-под сметаны (рис. 6, е), или полистироловые пластины-траки (рис. 6, ж), привинчивающиеся на ленту с помощью болтиков и гаек от металлического «конструктора».



Оценить статью:(235)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама