Моделирование |
Подводный бульдозерОчень необычная модель подводного бульдозера. Человека издревле манили сокровища затонувших кораблей. Но многометровые толщи океанских вод надежно укрывали их. В 1897 г. балтиморский инженер Лат попытался сделать то, что не удавалось многим до него, а именно — создать подводный аппарат, способный на колесах передвигаться по морскому дну, отыскивать затонувшие суда и извлекать из них ценные грузы. В честь мифических искателей золотого руна он назвал свой аппарат «Аргонавт». По форме корпуса «Аргонавт» напоминал огромную рыбу с хвостовым плавником в виде винта. В носовой части находились иллюминаторы, прожектор и люк выхода водолазов. На «спине» судна торчали две мачты на оттяжках, а из носа, словно игла, торчал бушприт. Мачты были изготовлены из труб. По одной при небольшой глубине погружения пополнялись запасы воздуха, по второй отводились газы от работающего двигателя внутреннего сгорания мощностью 30 л. с. Этот двигатель приводил во вращение винт или передние ведущие колеса (заднее было рулевым) либо работал на зарядку аккумуляторов. Этот «морской автомобиль» весил 57 т, мог брать на борт 5 человек и находиться под водой без пополнения запасов воздуха около суток. Конечно, сегодня этот подводный аппарат может кому-то показаться примитивным, однако Лат и его товарищи прошли на нем под водой в общей сложности более 2 тыс. миль, доказав, что подобные подводные вездеходы могут с успехом применяться для изучения морского дна. Сейчас над созданием машин для работы как в прибрежной зоне, так и на большой глубине трудятся конструкторы многих стран мира. Уже действуют земноводные и подводные гусеничные тракторы-бульдозеры «Комацу», построен подводный вездеход для работы на глубине до 180 м в Англии... Глядя на эти машины, многие из которых управляются на расстоянии, нетрудно представить себе, что в недалеком будущем они полностью заменят людей на всех тяжелых и опасных работах. Им не страшна большая глубина, раскаленный шлак металлургических отвалов, пламя пожара, зараженная радиацией зона, взрывоопасная атмосфера — в любых условиях телеуправляемые роботы будут надежно служить человеку. Попробуйте изготовить модель одного из таких аппаратов — подводный вездеход-бульдозер с дистанционным управлением (рис. 20). Сделать модель не очень сложно, если вы воспользуетесь деталями от пришедших в негодность игрушечных танков, тракторов, вездеходов. Речь идет прежде всего о таких важных деталях, как колеса, гусеницы, микроэлектродвигатели. Ваша главная задача будет состоять в том, чтобы наиболее рационально скомпоновать все те детали, которые удастся подобрать для своей модели. Поскольку они будут у каждого из вас, конечно, разными, мы не приводим конкретных размеров корпуса и ходовой части модели. Главное, чтобы размеры корпуса позволяли разместить два микроэлектродвигателя в водонепроницаемых контейнерах и редукторы Р-1, которые герметизировать необязательно. Корпус в форме прямоугольника соберите из листового полистирола толщиной 2...3 мм, оцинкованной жести или фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Детали из полистирола склейте или сварите электровыжигателем, металлические соедините пайкой. В верхних, нижних и боковых панелях просверлите отверстия для выхода воздуха при погружении модели и крепления планок отвала и рыхлителя. Поскольку двигатели модели помещены в герметические контейнеры, их валы нужно удлинить при помощи стержней-удлинителей дли- ной 30...40 мм. Именно эту деталь, соединив ее с валом двигателя при помощи пружинки, надо пропустить через стенку контейнера, причем так, чтобы внутрь него не просочилась вода. Обычные уплотняющие сальники и резиновые манжеты здесь не подойдут: уж очень маленькими они должны быть. Поэтому лучше всего использовать уплотнения, действующие на основе магнитной жидкости (подробно об этом смотрите здесь ссылка управляемый скат). Корпуса контейнеров, в которых помещены двигатели, лучше всего склеить из прозрачного полистирола, чтобы можно было контролировать, не поступает ли внутрь вода. Соедините контейнеры с редукторами Р-1 при помощи эластичной муфты, это позволит монтировать их в корпусе под прямым углом друг к другу. Если по каким-либо причинам тягового усилия редуктора окажется недостаточно, на его вал можно надеть тарельчатую шестерню, которая будет вращать ведомую шестерню на оси заднего ведущего колеса одной из гусениц. При такой компоновке скорость модели несколько уменьшится, зато мощность блока «мотор-редуктор» существенно возрастет. Важные элементы модели — нож-отвал и рыхлитель. Его зубья лучше всего сделать из полистироловых счетных палочек квадратного сечения, обрезав их и заострив напильником. Планки крепления ножа и рыхлителя, уголки — из полистирола толщиной 3 мм. Заготовки планок склейте вместе и обработайте как одну деталь. Затем в них просверлите отверстия и только после этого разъедините. Соединяются планки при помощи полистироловых заклепок (концы их распаиваются электровыжигателем). Такие заклепки можно сделать из полистироловых крючков или спиц для вязания 05 мм. Нож-отвал и зубья к нему — из листового полистирола толщиной 2 мм. Поскольку большая часть деталей модели изготавливается из полистирола, в процессе работы над ними остается немало обрезков. Из них можно сделать различные декоративные детали, например собрать стойку и корпус декоративной телекамеры. В качестве объектива лучше всего использовать короткий колпачок от пришедшего в негодность фломастера. Провода питания можно пропустить через корпус фломастера. Из наборов сборных моделей, кроме колес и гусениц, можно взять также поручни и блок управления — это существенно упростит работу над моделью.
Аренда бульдозера: http://gomel.stroyarenda.by/arenda-buldozera в Гомеле.
|