Болотоход на больших колесах

Для бездорожья конструкторы по-прежнему широко используют колесную технику, хотя, конечно, сами колеса значительно отличаются от тех, что были на старинных каретах. Для специального транспорта используют очень большие колеса.

Для бездорожья конструкторы по-прежнему широко используют колесную технику, хотя, конечно, сами колеса значительно отличаются от тех, что были на старинных каретах. Впрочем, попытки сделать колесные экипажи более «вездеходными» делались уже давно. Обратимся к истории. Вначале колесные экипажи оснастили приводом на все четыре колеса (впервые это сделали англичане Т. Бурсталл и Дж. Хилл еще в 1826 г., а затем начали создавать и многоколесные машины, давление которых на грунт также во много раз меньше). Очень скоро было замечено, что с увеличением диаметра колес проходимость машины увеличивалась. Так появились колесные вездеходы на гигантских многометровых колесах, родоначальником которых стал трехколесный танк русского изобретателя капитана Н. Н. Лебеденко. Его танк, напоминавший огромный пушечный лафет, опирался на два огромных колеса типа велосипедных 0 9 м. Каждое из них вращал собственный двигатель мощностью 200 л. с. Вес этого гиганта, прозванного «царь-танк», достигал 40 т. Сзади он опирался на небольшой каток, ставший его ахиллесовой пятой: если колеса хорошо шли по бездорожью, то каток безнадежно увязал в земле.

Самый большой в мире колесный вездеход был создан в Канаде. Полный  вес  этой  машины  составлял 540 т! Предназначенный для перевозки геологических и нефтедобывающих партий по самым труднодоступным местам, он имел жилое помещение на 40 человек, собственную нефтяную вышку, а его четыре колеса 0 15 м приводились в действие четырьмя газовыми турбинами общей мощностью 12 тыс. л. с. Зато когда во время первых испытаний этот металлический мастодонт застрял в глубокой расщелине, никакими существующими подъемными средствами вытащить его не удалось.

Хорошими вездеходными качествами обладают машины на полых металлических колесах-барабанах. Одна из таких машин — вездеход-болотоход — была создана специалистами Киевского отделения института связи. Смонтированный на базе обыкновенного трактора, этот вездеход не только отлично передвигался по болотным топям, но и форсировал водные преграды, поскольку его колеса-барабаны одновременно служили и поплавками; а высокие ребра-грунтозацепы играли роль гребных лопаток водяного колеса.

Предлагаем вам сделать модель этого вездехода (рис. 8).

Для изготовления модели понадобятся четыре консервные банки, которые  надо  прежде  всего  хорошенько отмыть от остатков пищи, удалить крышки и тщательно загнуть молотком и плоскогубцами все зазубрины вдоль закраины. Эту операцию следует выполнять осторожно, чтобы не порезаться об острые края банки и не повредить ее поверхность. После этого банки следует загерметизировать наклеив на них, например, при помощи клея «Момент-1», круги из тонкой фанеры, полистирола или картона. Можно поступить и иначе. Нагреть металлическую банку на газовой плите и положить закраиной на горизонтально лежащий на столе лист полистирола толщиной 2 мм. Полистирол по краям расплавится и тут же опять застынет, так что и клей не понадобится, и круги выпиливать не придется.

Тем из вас, кто умеет хорошо паять, можно посоветовать напаять грунтозацепы из проволоки (лучше всего медной), а тем, кто еще только собирается овладеть этим умением,— сделать их из полистироловых счетных палочек, которые надо приклеить на боковые стенки банок клеем «Уникум», «Момент-1» или «Контакте л».

Полученные таким образом колеса для большей герметичности несколько раз покройте нитро- или масляной краской. А вот отверстия под оси — вязальные спицы из полистирола 0 5 мм (их как можно точнее просверлите в центре каждого колеса) — герметизировать не нужно, так как воде до них все равно не добраться, ведь осадка модели невелика.

Корпусом для модели практически безо всяких переделок может служить полистироловая сувенирная коробка для мелочей. В ней нужно только проделать отверстия под оси колес (просверлить или прожечь  электровыжигателем,  обработав края напильником) и резиновый валик фрикционного привода, аналогичный тому, что был применен на модели судна-водоката. Но если там он был насажен непосредственно на вал двигателя и напрямую вращал колесо, то здесь он приводится в движение через две шестерни — одна из них насажена на вал микроэлектродвигателя, а другая на ось валика фрикционного привода. В этом случае обороты двигателя уменьшаются, а его мощность возрастает. По сути дела это не что иное, как простейший редуктор, который можно сделать, пропустив ось 12 через отверстия в стойках 13 и закрепив на оси шестерню 11 так, чтобы она вошла в зацепление с зубьями меньшей, ведущей шестерни 10 на валу микроэлектродвигателя 9. Ну, а валик фрикционного привода 6 нетрудно вырезать из подходящей по диаметру резиновой трубки, отрезок которой надевается на ведущую ось. Учтите, что снаружи корпуса валик фрикционного привода должен перекатываться только по ободу колеса-банки и не задевать о проволочные или полистироловые грунтозацепы. Не забудьте также, что между колесами и корпусом модели (кстати, его вполне можно сделать из металлической консервной банки продолговатой формы, что и показано на рис. 8, б) необходимо вставить пластмассовые или металлические кружочки-шайбы. Распаивая концы полистироловых спиц — колесных осей, нельзя допускать и продольного перемещения колес по осям. А вот еще одна модель колесной вездехода (рис. 9). Практически целиком ее можно изготовить из фанеры толщиной 2...3 мм. Размеры корпуса определите исходя из размеров колес 2 модели,  в качестве которых можно использовать резиновые шайбы для хоккея. Втулки 4 сделайте из обрезанных деревянных катушек для ниток. Корпус модели 13 самых простейших очертаний и напоминает коробку. Колеса шайбы должны быть рифлеными по ободу, их выступы играют роль грунтозацепов. Если на подобранных шайбах такое рифление отсутствует, наклейте на них резиновым клеем полоски рифленой резины от лыжных креплений, причем в самих шайбах для облегчения можно по периметру  просверлить  отверстия.

Колеса-шайбы крепятся к корпусу модели на шурупах 1, которые ввинчиваются во втулки, приклеенные или прибитые к корпусу. Привод на колеса модели фрикционный, аналогичный приводу модели вездехода-болотохода, однако в него внесено небольшое дополнение. Дело в том, что на оси 5, кроме ведущей шестерни, надет еще и диск привода антенны 7 (большой), вращающий свободно опирающийся на него сверху диск 8 (малый). Это обеспечивает вращение радиолокатора во время движения модели. Для изготовления этих дисков можно использовать плотную резину или оклеенный резиной картон, а вот для валиков фрикционного привода 3 лучше всего взять резиновые пробки от химической посуды, так как они должны быть достаточно большими и эластичными. Внутри корпуса поместите источник тока — одну плоскую или несколько круглых батареек, соединенных с микроэлектродвигателем через переключатель. Где поставить его на модели, чтобы он не портил ее внешнего вида, решите сами. Точно так же рекомендуем вам самим продумать отделку модели, которую лучше всего окрасить в яркие, заметные издалека цвета. Ветровое стекло кабины и иллюминаторы можно вырезать из цветной бумаги контрастного цвета. Радиолокатор можно спаять из проволоки или же взять готовый от пришедшей в негодность игрушки.

Проходимость такой модели достаточно высока, причем ее можно еще увеличить, если дать привод на все колеса (подумайте над тем, как лучше это сделать).



Оценить статью:(239)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама