Корабль на воздушной подушке

О том, что двигаться можно не только с опорой на землю или на воду, но и на воздух, люди задумались довольно давно. О том как смастерить модель катера на врздушной подушке читайте здесь.

Еще в 1716 г. шведский изобретатель и философ Иммануил Сведенборг предложил проект судна, по бокам которого находилась пара совков, похожих на весла. При ударах о воду эти совки загоняли сжатый воздух под корпус, приподнимая его тем самым над поверхностью. Замысел не был реализован, так как Сведенборг убедился, что работа на таком аппарате не по силам находящемуся в лодке человеку. Механических же двигателей у изобретателя не было. И хотя в XIX в. британские, американские и шведские изобретатели не раз обращались к опытам по «воздушной смазке подводной части судов», первый торпедный катер на воздушной подушке с боковыми стенками (скегами) был построен только в 1916 г. в Австро-Венгрии. Он развивал скорость до 40 узлов и стал первым в мире удачным воплощением идеи судна на воздушной подушке.

Перспективность использования судов на воздушной подушке (СВП) привлекает внимание специалистов во всем мире. Построено множество самых различных аппаратов этого типа: от 1—2-х местных до больших транспортно-пассажирских массой в сотни тонн.

В нашей стране идея создания транспортных средств на воздушной подушке была выдвинута Циолковским в 1927 г. Тогда же профессор Новочеркасского политехнического института В. И. Левков провел расчеты и эксперименты на моделях. В 1935 г. им были построены опытные катера Л-1 и Л-5, которые успешно двигались над водой, свободно выходили на берег и маневрировали над вспаханным полем. На испытаниях в 1937 г. Л-5 развил на воде скорость 73 узла (свыше 133 км/ч).

Сегодня применение судов на воздушной подушке стало важной народнохозяйственной задачей, от решения которой зависит освоение труднодоступных районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В условиях тундры, зимой скованной льдом, а летом топкой и непроходимой, суда на воздушной подушке просто незаменимы. Летом они успешно преодолевают мелководье, отмели и перекаты, а зимой — заснеженные просторы. Есть у них и еще одно преимущество — они способны выходить на пологий берег без каких-либо причалов.

Одна из наиболее удачных моделей СВП показана на рисунке 25. 


 Корпус этой модели пустотелый, обтекаемой формы, изготовлен из папье-маше и пенопласта и выкрашен голубой нитрокраской. В двух колодцах на жестком проволочном каркасе укреплены два электромотора, на оси которых надеты трехлопастные винты. Эти двигатели нужны для создания воздушной подушки. В кормовой (задней) части модели на пилоне установлен электромотор с винтом — для движения модели в горизонтальной плоскости. Электромоторы питаются от выпрямителя напряжением 25... 30 В по проводам через скользящие контакты, укрепленные в коробке управления. Включение производится кнопками на пульте управления. Модель не имеет автономного питания. Демонстрируют ее при движении по кругу на корде. Кордой служит электрический провод, идущий в коробке управления (скользящим контактом).

Как видно из этого описания, над изготовлением действующей модели СВП необходимо много поработать. А вот если попробовать использовать баночки-упаковки из-под плавленого сыра и полистироловые тарелки разового пользования, то работа значительно упростится. Все эти предметы обладают большой легкостью в сочетании с достаточной жесткостью и прочностью. В связи с тем что полистироловые тарелки могут быть разных размеров, габариты модели (рис. 26) могут быть различными.

Начните изготовление модели с корпуса 2. За основу возьмите полистироловую тарелку, а если ее нет, выклейте корпус из папье-маше на простейшей деревянной болванке с закругленными краями. Корпус подъемного вентилятора 4 и кольцевые насадки-обтекатели маршевых вентиляторов 7 — из баночек-упаковок из-под сыра «Янтарь», у которых срезаны донышки.

Так же у кого имеется опыт можете сделать корпус из одного слоя тонкой стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. Чтобы стеклоткань не приклеилась к корпусу-болванке из древесины, натрите его парафином, воском или половой мастикой.

«Хитрость» данной конструкции заключается в том, что у нее только один по-настоящему работающий движитель-вентилятор 6, одновременно выполняющий роль и подъемного и маршевого. Другие двигатели 9 на корме судна — чисто декоративные, их воздушные винты 8 вращаются от набегающего потока воздуха, который подается через полые стойки-воздуховоды.

Подъемный движитель расположите на корпусе модели ближе к носу, а на корме приклейте спаренные насадки-обтекатели маршевых вентиляторов и вплотную стойки-воздуховоды для подачи к ним воздуха.

Стойки 10 и боковые стенки воздуховодов выпилите из полистирола или, если его нет, из фанеры толщиной 1...1.5 мм, после чего оклейте тонким листовым полистиролом от упаковок или бумагой.

Воздушные винты 8 можно взять от пришедших в негодность сборных моделей самолетов или игрушек, причем эти винты могут быть как двойными, так и одинарными. Простейшие винты-вертушки легко сделать и самим из картона или бумаги — главное, чтобы они свободно вращались от набегающего из воздуховодов потока воздуха.
Гораздо более ответственной деталью является подъемный движитель-вентилятор 6. Вращение его лопастей должно создавать поток воздуха, достаточный и для движения модели и для ее подъема над полом. Этот движитель состоит из круглой ступицы Г, выполненной из деревянного бруска сечением 15Х 15 мм и высотой 10 мм, и четырех картонных лопастей В, пропитанных нитролаком. Вдоль обода ступицы сделайте пропилы для крепления лопастей, а через середину просверлите отверстие под вал двигателя. Для модели лучше всего использовать микроэлектродвигатель марки ДИ-1-3 А, металлический корпус которого следует оклеить листовым полистиролом от упаковок Д. Это позволит приклеить к нему четыре стойки-крепления Б, на которых он будет держаться в корпусе движителя. Лопасти можно сделать и из полистирола. Их нужно обточить напильником и придать им аэродинамический профиль.

После, того  как  модель  в  основном будет собрана (для склеивания полистироловых деталей лучше всего применять толуол, полистирольный клей ПС, «Суперцемент»), необходимо обеспечить ее центровку. С этой целью в носовой части модели поместите груз-балласт, закрытый декоративной кабиной из полистироловой баночки прямоугольной формы либо склеенной из плотной бумаги. В качестве балласта лучше всего использовать пластилин.

Для того чтобы корпус модели приобрел большую жесткость, по его периметру приклейте бампер 13 из тонкой полоски полистирола, выгнутой по углам. Кроме того, по углам внутренней части корпуса приклейте четыре поплавка, которые обеспечат непотопляемость модели на воде (это могут быть шарики для настольного тенниса).
Декоративные поручни 14 можно сделать из тонких полистироловых спиц (крючков для вязания) либо спаять из проволоки; в качестве защитной решетки 5 лучше всего использовать кусочек полиэтиленовой сетки. Прожектор нетрудно скатать из бумаги в виде цилиндра или взять готовый от сломавшейся игрушки.

У модели с корпусом из стеклоткани в окраске нитроэмалью нуждается только корпус, поскольку иллюминаторы на кабине можно вырезать из цветной бумаги, а для отделки использовать картинки-де-кали от сборных моделей, наборы «липкого» типографского шрифта и самоклеющиеся флуоресцентные пленки.
В последнюю очередь с внутренней стороны корпуса приклейте «юбку» 1, повышающую высоту парения модели СВП над поверхностью  воды.  Ее  можно  вырезать из черного полиэтилена или темной ткани-плащовки.
Питание модели осуществляется по проводам 15 от трех соединенных последовательно батареек ААА. Разместить их лучше в большой полистироловой мыльнице 17, на крышке которой можно установить тумблер-переключатель 16.

Конструкцию модели можно усовершенствовать, разместив внутри стоек-воздуховодов заслонки в виде пластин, которые можно поворачивать рукоятками 12. Изменяя с их помощью отводимый воздушный поток, можно заставить модель не только двигаться по прямой, но и совершать повороты.

Масса собранной и окрашенной модели не должна превышать 110... 120 г.



Оценить статью:(211)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама