Сиракузянка - модель древнего корабля

Моделирование древнего транспортного корабля с помощь пластики.

Комбинируя пластику с другими материалами, можно добиться хороших результатов в моделировании древних судов, а также кораблей с развитым рангоутом (мачтами и реями) и палубными надстройками. К ним с полным правом относится парусно-гребной корабль-зерновоз «Сиракузянка» (другое название — «Александрида»), являющийся по дошедшим до нас описаниям выдающимся памятником инженерного искусства кораблестроителей далекого прошлого.

Немного из истории этих удивительных кораблей.

модель древнего корабляИзвестно, что классическим военным кораблем Древней Греции была трирема (триера), имевшая три ряда весел с каждого борта. Главное оружие триремы — окованный металлом таран — продолжение килевого бруса. Самые сильные гребцы (траниты) размещались на верхней палубе и гребли самыми длинными веслами. Это была высокооплачиваемая и привилегированная часть гребцов. Гребцы среднего ряда именовались зигитами, нижнего — таламитами. Командовал судном триерах, которому подчинялись кормчий и начальник гребцов — гортатор.

Скорость хода трирем на веслах достигала 7—8 узлов, но все три ряда весел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении весла нижнего яруса втягивали внутрь, а весельные порты закрывали кожаными пластырями-манжетами. Парусное вооружение состояло из одного-двух прямых парусов, причем мачты делались съемными и убирались перед боем. В ходе сражения триремы стремились развить максимальный ход, пройти вдоль неприятельского борта и, сломав ему весла, лишить маневренности, чтобы ударить тараном или взять на абордаж.

Постепенно размеры судов возросли. Появились пентеры (пентекотеры) —суда с пятью и более рядами весел.

Со временем судостроители оставили только один ряд весел. Зато теперь каждым веслом гребло по нескольку человек. Так, на упоминавшейся «Сиракузянке» на одно весло приходилось десять человек. Строил «Сиракузянку» афинский мастер Архиас, а спуск на воду происходил под наблюдением великого ученого и инженера Архимеда. Чтобы защитить корабль от древоточца, его днище обили свинцовыми листами. Для защиты от неприятеля по бортам имелось восемь боевых башен. На каждой башне — четыре воина и два лучника. Кроме того, башни имели по две балки, на которых висели корзины с камнями. Камни предназначались для врагов. Нередко вместо камней использовались раскаленные угли. По периметру палубы проходила стена с бруствером, а между башнями находились подвешенные на медных цепях прикрытия из толстых бревен, укрепленных на сваях. Мачт было три, с двумя камнеметными реями на каждой. С них на нападавших спускали свинцовые слитки и крючья. На самих мачтах в медных гнездах (боевых марсах) помещались стрелки: три на 1 -й мачте, два — на 2-й и один— на 3-й. На возвышении в носовой части судна находилась сконструированная Архимедом машина для метания камней и ядер. Она могла бросать камни весом в 3 таланта (120 кг) или копья длиной 12 локтей (6 м) на расстояние целого стадия (164 м).

Судно имело парадные комнаты для пиршества, библиотеку, академический зал, водоем вместимостью 80000 л (рядом с ним — садок для живой рыбы), конюшни и храм Венеры, пол и стены которого были выложены агатом и другими драгоценными камнями, а также баню с тремя ваннами и баком для воды на 200 л.

Снаружи вдоль всего судна стояли фигуры атлантов в 6 локтей (3 м).

Большие размеры позволяли грузить на судно до 60 000 талантов зерна. На месте судно удерживало двенадцать якорей: четыре деревянных и восемь железных.

Сейчас трудно сказать, зачем нужны были такие суда-гиганты, требовавшие колоссальных затрат труда и материалов. Скорее всего иметь их было просто престижно.

Моделирование

Работу над моделью «Сиракузянки» начинают с изготовления корпуса (рис. а). Разогретый на батарее отопления и размятый в руках кусок пластики раскатывают скалкой в лист толщиной 2—3 мм. Затем из него вырезают развертку нижней части корпуса 3 (до яруса гребцов) вместе с тараном и кормовым завитком (акростолем). Чтобы обойтись без шпангоутов, нужно подобрать деревянный цилиндр-кондуктор 4, равный по диаметру ширине корпуса с припуском на толщину бортов.

технология моделирования судна

а—технология изготовления корпуса; 1— дощечка для раскатывания пластики; 2 — скалка; 3 — развертка корпуса; 4 — цилиндр-кондуктор; 5 — стапель для отверждения; 6 — модель и ее деталировка: 1 — метательная машина Архимеда; 2 — манжеты весел; 3 — таран; 4 — камнеметная рея; 5 — мачты с боевыми марсами; 6 — фигура атланта; 7 — внутреннее устройство боевой башни; 8 — устройство метательной корзины на камнеметных реях; 9 — прикрытие, 10,11 — кофель-нагельные планки для крепления снастей; 12 — поворотное основание камнеметного рея; 13 — световые люки; 14 — малый бассейн; 15 — большой бассейн; 16 — трап; 17—палуба; 18 — боевая башня

 

Развертку из пластики соединяют в районе носовой и кормовой оконечностей, после чего корпус надевают на кондуктор и обминают, постепенно суживая к носу и корме.

Для термической обработки потребуется стапель 5, на котором нужно установить цилиндр-кондуктор, зафиксировав при помощи брусочков из дерева акростоль и таран. Саму термическую обработку проводят в духовом шкафу по инструкции. Замечу, что, укрепив на стапеле корпус модели, на нем можно отштамповать все необходимые линии обшивки, а после отверждения дополнительно обработать корпус наждачной бумагой и надфилями.
Точно так же из раскатанной в тонкие листы пластики делают и все остальные детали модели (рис. б): на палубе 17 при помощи металлической линейки штампуют линии дощатого настила, на башнях 18 — раскрой «броневой» обшивки, прикрытия 9, завитки декора. Крепостные зубцы бруствера и башен удобнее вырезать лезвием безопасной бритвы.

Мачты 5 — из дерева, а камнеметные реи (балки) 4 — из металлических спиц для вязания. Из них же (для большей прочности модели) делают и весла. Для лопастей подойдет бронзированная бумага, поскольку они оковывались медью. Из реек, кусочков проволоки и спичек делают остальные детали модели. Склеивать их лучше эпоксидным клеем.

Для окрашивания судов греки применяли расплавленные до жидкого состояния восковые краски. Корпус делали красным, а верхнюю часть от носа до кормы — голубой.

В силу того, что подводная часть обшивалась свинцовыми листами, ее необходимо сделать серого цвета. Боевые марсы и башни окрашивают под цвет меди, перила баллюстрады—в зеленый или голубой цвет. Паруса и тент на кормовой баллюстраде для кормчего — из алого шелка или батиста.
Сделанная целиком из пластики модель может быть только настольной, а вот с надстройками из бумаги, мачтами и веслами из соломы она способна и плавать.

Подставка для модели — из той же пластики или из фанеры.

 Автор: В.О.Шпаковский



Оценить статью:(243)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама