Полинезийский катамаран

Модель полинезийского катамарана из сосновой коры.

Кто из мальчишек не вырезал из коры примитивные лодочки, чтобы пускать их по воде? Между тем из сосновой коры — этого замечательного поделочного материала — можно изготовить не только их или, скажем, модель плота древних инков, но и куда более сложные модели корпусных судов. Конечно, океанский лайнер из нее не построить, но вот для модели полинезийского катамарана она будет в самый раз.

«Наша земля — это море»,— считают жители островов Тихого океана, заселившие их с незапамятных времен. Полагают, что они переправились сюда на плотах из Южной Америки, но очень скоро от них отказались, так как плоты были тихоходны и трудноуправляемы. Надставляя борта своих долбленых лодок досками, островитяне создали новое мореходное судно — пирогу, пригодную для плаваний даже в океане, а, приделав к ней поплавок-противовес, получили катамаран — устойчивое на волнах судно, сыгравшее важную роль в освоении Океании. На каждом острове эти суда строились по-своему, а потому и имели разные экзотические названия: баунга, гои-йоу, тафаханга, корокор, проа. Простота устройства этих судов (рис. 1) позволяет сделать модель буквально за два-три часа.

Для изготовления корпуса из куска коры (рис. 1, а) вырезают заготовку 1 квадратного сечения. Затем ее обрабатывают ножом и наждачной бумагой, чтобы придать заготовке полукруглую форму 2. Заострив и обточив оконечности, внутреннюю часть корпуса выжигают электровыжигателем или выбирают методом долбления 3 самодельной стамеской 4 из заточенного чернильного пера, привязанного к ручке из обычного карандаша. Тщательно отделывать корпус не обязательно, пускай он сохранит все следы «примитивной» обработки. От этого модель станет только достовернее.

модель полинезийского катамаран

а — сосновая кора для работы; б — собранная модель; в — лист фикуса (заготовка для паруса); 1 — заготовка корпуса; 2 — заготовка корпуса полукруглой формы; 3— долбление корпуса изнутри; 4 — самодельная стамеска для коры; 5 — корпус с балансирами; 6 — крепление балансиров; 7 — хижина

По обеим сторонам корпуса на двух отогнутых книзу рейках и на уровне ватерлинии привязывают балансиры из высушенных стеблей камыша. Рейки можно заменить ивовыми ветками или сухими стеблями малины. В местах крепления балансиров нужно просверлить или проткнуть шилом отверстия, вставить клинья из спичек или кусочков дерева и для большей прочности обмотать нитками.

На носу и на корме суденышка сооружают хижины 7 из бумаги. Бумагу оклеивают соломой предварительно проглаженной утюгом.

Мачта длиной 140 — 150 мм—из рейки, толстой соломинки или ивовой ветки. Парус под названием «клешни краба» — из высушенного листа фикуса (рис. 1, в): тонкую отожженную стальную или медную проволоку выгибают по контуру будущего паруса, смазывают клеем «Момент-1» или нитроцеллюлозным и укладывают на лист фикуса, лист обрезают, и парус готов. Его можно пришить к мачте, украсив заостренные концы пучками разноцветных ниток. Такой же пучок укрепляют на мачте.

Готовую модель покрывают несколькими слоями любого водоупорного лака и только после тщательного просушивания отправляют в плавание.

 Автор: В.О.Шпаковский



Оценить статью:(267)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама