Управляемая подводная лодка

Как посторить модель управляемой подводной лодки

Многие из вас хотят построить управляемую модель подводной лодки, которая, находясь под водой, подчинялась бы командам с берега. Наиболее простой и доступный способ передачи команд управления по проводам. Одна из моделей такой подводной лодки с дистанционным управлением «Дельфин» выпускается серийно и кому-то из вас, наверное, знакома. У лодки корпус сделан из полистирола. Микроэлектродвигатель находится в герметичном контейнере, передача вращения на винт осуществляется при помощи магнитного зацепления. Управление игрушкой происходит по проводам, а погружается и всплывает она за счет изменения скорости вращения гребного винта и топящего действия горизонтальных рулей, угол установки которых перед погружением задается вручную. Есть у этой модели существенный недостаток: на борт лодки передается всего одна команда, поэтому лодка под водой не может маневрировать.

Предлагаем модель подводной лодки «Скат» (рис. 31) с таким же, как у «Дельфина», дистанционным управлением, но свободную от этого недостатка. Наш «Скат» практически полностью имитирует все маневры настоящей подводной лодки. В действие модель приводится с помощью двух микроэлектродвигателей — так называемых «лодочных моторов» с гребным винтом и дейдвудной трубкой. Для привода горизонтальных рулей понадобятся микродвигатель ДИ-1-3 и два редуктора Р-1.

Главная часть модели — платформа-основание 27. Она состоит из нескольких деталей, соединенных при помощи накладок-креплений 25 и уголков-косынок 24. Детали можно выпилить и склеить из листового полистирола толщиной 3 мм или фанеры. Наиболее удобны детали, сделанные из полистирола, так как их легко склеить при помощи толуола или полистирольного клея ПС, а также «сварить» электро-выжигателем.

В вырезах 20 должны быть прочно вклеены «лодочные моторы», помещенные в герметичные контейнеры 18 (лучше всего использовать с этой целью коробочки для диафильмов) с выведенными наружу и надежно изолированными проводами питания. В вырезе 26 должен размещаться рулевой электромотор, также находящийся в герметичном контейнере. Именно  он  приводит  в  движение расположенные по бортам и соединенные между собой редукторы 29 типа Р-1, на валах которых при помощи соединительных втулок 10 (под лыски на валах редукторов) закреплены лопасти управляемых горизонтальных рулей 2.

Для того чтобы выходящий наружу из контейнера удлинительный вал 13 с насаженной на него малой шестеренкой мог свободно вращать шестерню 32 без попадания воды внутрь, надо пропустить его через стенку контейнера. Обычные уплотняющие сальники и резиновые манжеты в данном случае могут оказаться малоэффективными, поэтому лучше всего использовать специальное уплотнение, действующее на основе магнитной жидкости.

Магнитная жидкость — это раствор тончайшего порошка феррита в керосине, масле или воде. Частицы феррита, как правило, не крупнее частиц растворимого кофе, поэтому они не оседают в насыщенном растворе. Для того чтобы надежно уплотнить выходное отверстие металлического вала редуктора, наденьте на него кольцевой магнит 15 (такие магниты продаются в магазинах учебно-наглядных пособий, но можно использовать и магниты из старых, пришедших в негодность динамиков), а зазор между магнитом и валом-удлинителем заполните магнитной жидкостью, например техническим вазелином или мазутом с порошком феррита. Потом закройте магнит уплотняющими прокладками из полистирола 14—16, окрасьте детали уплотнения нитрокраской, и выведенный наружу вал будет вращаться, не допуская попадания воды внутрь.

Если вы не можете достать ферритовый порошок, используйте обыкновенные металлические опилки, сточенные со стального прутка напильником с мелкой насечкой или шлифовальным кругом. Крупинки металла нетрудно собрать при помощи магнита, завернутого в полиэтилен.

Корпус-контейнер, в котором помещен двигатель, лучше всего склеить из прозрачного полистирола, чтобы можно было контролировать, не поступает ли внутрь вода.
Теперь на основании 31 соберите вал привода редукторов 30 с надетой на него тарельчатой шестерней 32 и муфтами 17, соединив их с валами редукторов 29. При работе двигателя 19 лопасти рулей 2 смогут отклоняться в ту или другую сторону.
Механическая часть модели готова. Теперь приступите к изготовлению корпуса, его очертания задаются ' пластиной бокового профиля корпуса 9. Таких пластин из полистирола или фанеры должно быть четыре, причем корпус лодки, имеющий «крыльевой» авиационный профиль, вырезается по ним же из пенопласта с помощью приспособления,  показанного на рисунке 32.

Корпус-крыло соберите из двух половин и прикрепите их к боковым пластинам на шурупах.

Декоративную кабину 3 сделайте из половинки новогодней елочной игрушки — полистиролового шарика, в верхней части которого надо предусмотреть отверстия 4 для выхода воздуха при погружении, лодки. Киль 22 и руль 7 выполните из полистирола или фанеры, причем все фанерные детали модели нуждаются в покраске для защиты от воды. Эффективность гребных винтов увеличится, если их поместить в обтекатели 8 из полистироловых упаковочных баночек.

И последнее, что надо сделать: опустив модель на воду, определить массу  балласта  28,  который  потребуется разместить в носовой части, чтобы уравновесить лодку на плаву. Горизонтальные рули при этом должны быть ниже уровня воды. Управление лодкой осуществляется с пульта, который имеет три двухполюсных тумблера, позволяющих изменять полярность двигателей. Два тумблера управляют ходовыми двигателями, один — рулевым. С его помощью кратковременным включением задается угол наклона горизонтальных рулей, затем включаются ходовые двигатели и лодка погружается. Перекладкой рулей удерживают лодку на глубине, а переключением ходовых двигателей заставляют ее делать повороты.



Оценить статью:(234)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама