Моделирование

Реклама

Подводные лодки

Технология изготовления моделей подводных лодок с помощью термотокарного станка.

Пенопласт — вспененный полистирол — прекрасный поделочный материал для изготовления самых разных моделей. Из него делают упаковки для телевизоров, так что достать его не проблема. Однако для работы пенопласт прежде всего нужно подготовить, например, нарезать на ровные пластины. Хотя это можно сделать и обыкновенным острозаточенным ножом или с помощью простейшего приспособления (рис. 1), без более современного— термического способа обработки не обойтись.

резка пенопласта

Рисунок 1 Резак для пенопласта из ножовочного полотна:
1 — основание; 2—ножовочное полотно; 3 — гайка; 4 — шайба; 5 — болт; 6 — пенопластовая заготовка

 

Простейший термический резак для работы с пенопластом можно сделать самому. Надо взять отрезок первой гитарной струны и подвести к нему напряжение от 3—4 больших круглых батареек, соединенных последовательно.

Определить требуемую температуру нагрева термоножа не составит труда. Если режим подобран правильно, на проволоке после резки будут оставаться небольшие «усики». Длинные «усики» сигнализируют о недостаточной температуре, а их отсутствие — о перегреве.

Будет еще лучше, если вы изготовите для обработки пенопласта небольшой термический токарный станок (рис. 2). С его помощью легко сделать разнообразные цилиндрические детали: корпуса летающих моделей ракет, самолетов и аэроавтомобилей, различные колеса самого сложного профиля. Особенно он удобен тем, что позволяет вырезать из пенопласта отличные корпуса для моделей подводных лодок класса EL-500 (рис. 4). Конечно, корпус лодки можно собрать и из дюралевой трубки подходящего диаметра и деревянных оконечностей, выточенных под нее на токарном станке (рис. 3, а), но далеко не каждый имеет возможность на таком станке поработать.

термотокарный станок для резки пенопласта

Рисунок 2. Самодельный термотокарный станок:
а — устройство станка; 1 — приводная рукоятка; 2 — задняя и передняя бабки; 3 — винты-фиксаторы; 4 — зажимные патроны; 5—станина; 6—нихромовая проволока; 7 — линейка-упор для фигурного резака; 8—подшипники; 9— трубка-направляющая; 10—выжигатель внутреннего канала; 11—блок розеток; 12— электрошнур; 13 — 16— детали натяжного устройства; б — терморезак со сменными насадками; в — «нож» для отрезания деталей; г — выжигатель для первичной обработки внутренней полости; д — выжигатель для окончательной обработки внутренней полости

 

Чтобы самому сделать термический токарный станок, прежде всего нужно подобрать доску для станины 5 — массивной деревянной плиты. На нее установить две деревянные стойки — переднюю и заднюю бабки 2. В передней бабке закрепить два подшипника 8 и через них пропустить стальную шпильку с резьбой на одном конце. На шпильку навинтить зажимный патрон 4 и застопорить его винтом 3. На противоположный конец шпильки насадить рукоятку 1, которой можно поворачивать заготовку вокруг продольной оси.

Аналогично устройство задней бабки. Только вместо стальной шпильки с резьбой там устанавливают трубку 9. На ней с помощью винта закрепляют второй зажимный патрон.

Пенопласт обрабатывают нихромовой проволокой 6, укрепленной в натяжном устройстве, состоящем из деталей 13-16. Для работы фигурным резаком предусмотрена линейка-упор 7.

Чтобы получить цилиндрическую часть корпуса подводной лодки (рис. 4), надо зажать патронами пенопластовую «чурку», подвести к ней нихромовую проволоку и подать напряжение, обеспечивающее резку пенопласта. Годится любой понижающий трансформатор, например ЛАТР, который имеется в школах. Поворот рукоятки — и внешняя поверхность корпуса готова, причем на ней образуется оплавленная корочка, закрывающая поры и повышающая жесткость материала.

Внутренняя полость 7 в корпусе выбирается выжигателем — текстолитовой трубкой подходящего диаметра с закрепленным в ней куском нихромовой проволоки (рис. 2, г). Отверстие калибруется — для этого надо воспользоваться другим выжигателем, наконечник которого по диаметру соответствует предыдущему, а требуемый диаметр задается расположенной сбоку от наконечника нихромовой петлей (рис. 2, д).

Терморезаки со сменными насадками (рис. 2, б) позволяют легко сделать и оконечности корпуса 1, 12, которые соединяют с центральной частью проволочными штырями 2, 10 (рис. 4). Балласт 5 (свинцовый груз) устанавливают в нижней части корпуса окончательно собранной модели. Корпус покрывают шпаклевкой из смеси зубного порошка и клея БФ-2, обрабатывают наждачной бумагой и окрашивают масляными красками. Поскольку пенопласт очень легкий, вес балласта должен быть таким, чтобы лодка перед запуском погрузилась в воду по палубу. Модель подводной лодки «кашалот» (рис. 3, б) от этой цельнопенопластовой модели отличается только тем, что на ней в качестве носового и кормового обтекателей использованы колпачки от шампуня «Медовый» (или любого другого, но аналогичной формы). В них нужно вставить бумажные кольца 3 и залить внутреннюю полость эпоксидным клеем. Носовой горизонтальный руль 15 монтируют в корпусе, а гребной винт 10 устанавливают внутри кольцевой насадки 7 из баночки-упаковки из-под сыра «Янтарь». Дейдвудная трубка 5 должна выступать из обтекателя на 20 мм, причем ее следует оклеить полистиролом от той же баночки, чтобы полистироловым клеем приклеить к трубке крестообразные кормовые рули 8, выпиленные лобзиком из полистирола толщиной 2 мм. Форма этих рулей может быть произвольной, главное, чтобы на них можно было надеть баночку-упаковку со срезанным донышком.

модель подводной лодки

Рисунок 3. Модели подводных лодок с резиномотором класса ЕЬ-500:
а — модель с корпусом из дюралевой трубки; б — модель подводной лодки «кашалот»: 1— колпачок из-под шампуня «Медовый»; 2 — эпоксидный клей; 3 — кольцо из бумаги; 4 — крючок для крепления резииомотора; 5 — дейдвудная трубка; 6 — вал гребного винта; 7 — кольцевая насадка; 8 — крестообразный кормовой руль; 9— крючок для заводки резиномотора; 10— гребной винт; 11— корпус; 12 — шпигаты для выхода воздуха; 13 — блок плавучести; 14 — балласт; 15 — носовой руль; 16 — палуба; 17 — рубка


 

Корпус 11 может быть как из пенопластовой, изготовленной на термотокарном станке трубки, так и из бумажной, свернутой на подходящем по диаметру деревянном цилиндре или скалке. Блок плавучести 13, а также палубу 16 и рубку 17 лучше сделать из пенопласта. Увеличивая вес балласта 14 (пропитанная клеем бумажная трубка с насыпанной в нее дробью или рыболовными грузилами) или увеличивая размер блока плавучести, добиваются погружения модели в воду до линии палубы.

моделирование подводной лодки

Рисунок 4.Модель подводной лодки класса ЕЬ-500 е корпусом из пенопласта:
1, 12 — носовая и кормовая оконечности корпуса; 2, 10 — крепежные штыри; 3 —- носовые горизонтальные рули; 4 — отверстие под крепежный штырь; 5 — груз-балласт; 6 — рубка; 7 — внутренняя полость для размещения резиномотора; 8 — верхняя палуба; 9 — цилиндрическая часть корпуса модели; 11 — вал гребного винта; 13 — кормовые горизонтальные и вертикальные рули

 

Цвет корпуса — черный, темно-серый, сине-черный. Спасательные буйки — из четырех бело-оранжевых сегментов. Тактические номера на рубке — белые. Особенно нарядный вид придает модели нарисованная в носовой части ярко-красная пасть с белыми зубами, кстати, полностью соответствующая традиции раскраски современных подводных лодок.

Чтобы завести резиномотор при помощи проволочного крючка 9, закрепленного в патроне ручной дрели, снимают носовой обтекатель. Гребной винт при этом необходимо придерживать пальцами, а заводку осуществлять против его вращения.

  Автор: В.О.Шпаковский



Оценить статью:(197)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама