Камышовый плот - Тоторас

Моделирование камышового плота

«Ра» — значит солнце. Это слово одинаково на языке инков (теперешнее Перу) и древних египтян. Кроме того, Тур Хейердал заметил и другое — удивительное сходство рыбацких лодок из Южной Америки и Центральной Африки. Дважды отправлялся он в океан на папирусных судах «Ра-1» и «Ра-2», созданных по рисункам древних судостроителей, чтобы доказать, что этим судам под силу океанские плавания. Первое плавание из-за отсутствия опыта окончилось неудачей, зато во втором случае интернациональный экипаж сумел пересечь Атлантический океан и достичь берегов Американского континента.

Как выяснилось, для такого рода судов папирус очень удобен. Это высокое травянистое растение (до 3 м) хорошо связывается в снопы, из которых и собирается лодка. При любых штормах она сохраняет отличную плавучесть: вода уходит через тысячу щелей в днище, а загнутые к носу и корме концы помогают суденышку свободно перекатываться с волны на волну.

Очень широко в свое время были распространены и плоты-связки из камыша, тростника, бамбука и другого подобного материала. Связки из этих растений укладывали вплотную друг к другу и прочно соединяли. Носовую часть плота делали заостренной и несколько приподнятой, корму также приподнимали, а то и загибали кверху.

На плотах из папируса плавали по Нилу древние египтяне. И в наши дни их можно увидеть в заболоченных районах Месопотамии, на Ганге, у жителей острова Пасхи.

На одном из самых больших озер Южной Америки — высокогорном озере Титикака — местные жители, как и тысячи лет назад, плавают на камышовых плотах тоторас. Основу конструкции плотов составляют две скрепленные между собой связки камыша, суженные и приподнятые к носу и корме. Из камыша — борта и большой четырехугольный парус, который поднимают на двух реях. Модель этого суденышка (рис. а) можно сделать из соломы и фанеры. Понадобятся также нож, ножницы, шило, иголка, лезвие бритвы, нитки, клей и нитролак.

модель камышового плота

а — внешний вид модели; б — соломенные маты для связки; в — сборка корпуса; г — крепление бортов; д — парус; е—вариант модели с парусом более сложной формы; ж — технология строительства камышовых (папирусных) судов

Прежде всего, заготовьте побольше соломы, просушите, нарежьте по размеру и стебель к стеблю уложите в четыре мата размерами 300×150 мм, 240×110 мм, 160×70 мм и 90×40 мм (рис. б). Чтобы маты не распадались, на них следует наклеить полоски лейкопластыря или же при помощи иголки нанизать соломинки на две нитки. Кроме того, из дерева или пенопласта нужно вырезать цилиндр диаметром 15 мм и длиной 50 мм. Сделав все это, вы получите заготовки для одной связки корпуса плота (сам плот состоит из двух таких связок).

Сборка связки ведется так: сначала цилиндр обертывают меньшей связкой, стянув нитками ее концы, затем той, что побольше, и так до тех пор, пока вся связка, сужающаяся к концам, не будет готова.

Две связки соединяют нитками между собой, а пространство между ними заполняют стеблями соломы. Не забудьте, что обычно солома склеивается плохо и чтобы нитки на ней хорошо держались, соскоблите верхний слой в том месте, где вы будете наносить клей, или сделайте там зарубки.
Руками выгибают корпус (ширина его должна быть не менее 60 мм), чтобы нос и корма стали приподнятыми, затем устанавливают борта (связки соломы длиной 200220 мм), привязав их к корпусу (рис. г). Ближе к корме закрепляют на бортах доску для сиденья из палочки-лопаточки для мороженого или кусочка фанеры.

Мачту А-образной формы из соломинок или тростинок длиной до 170 мм закрепляют в отверстиях, проделанных шилом прямо в связках корпуса. Реи — соломинки длиной 100 мм, между которыми натягивают парус в виде циновки размером 140×100 мм из прошитых нитками соломинок. Такелаж — из серых, коричневых или желтых ниток.

А теперь надо решить, настольной или плавающей будет модель. Если настольной, то на этом работу можно считать законченной, поскольку модель, сделанную из соломы, лаком покрывать не обязательно. Если плавающей, то соломинкам необходимо обеспечить водонепроницаемость, для чего их концы обмакнуть в клей или растопленный парафин, а сам корпус пропитать нитролаком. В противном случае ваш плот быстро наполнится водой и затонет.

Такой же принцип вязки корпуса был положен в основу второй папирусной ладьи Тура Хейердала — «Ра-2». Он оказался более совершенным, нежели вязка корпуса из отдельных, легко рассыпавшихся снопов не дошедшего до берегов Америки «Ра-1». Приглашенные Хейердалом индейцы точно следовали вырабатывавшейся тысячелетиями технологии древних, что обеспечило завидную прочность судну и способствовало успеху экспедиции.

 Автор: В.О.Шпаковский



Оценить статью:(228)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама