Моделирование |
Бронекатер ПикаИстория бронекатров первой мировой воны Катера для речных баталий Вот таким образом в конце 1914 года выяснилось, что русское оружие все-таки попало в Сербию, которая благодаря этому сумела перекрыть Дунай на коротком участке по границе с Румынией. А это отрезало Австро-Венгрию и ее союзницу Германию от дружественных им Болгарии и Турции. Серийный выпуск малых речных судов, ставших, по сути дела, первыми в мире бронекатерами, был начат в России еще в 1903 году. Разрабатывая планы обороны Приморья и Уссурийского края, русское командование решило создать «подвижную оборону» на реке Амур. Ее основой должны были стать десять небронированных канонерских лодок типа «Орочанин» {см. «М-К» № 1 за 1985 г.), а поскольку им надлежало контролировать огромный водный район, к каждому решили прикрепить в качестве посыльного судна быстроходный артиллерийский катер. Требования заказчика к этим кораблям сводились к тому, чтобы при полуметровой осадке они развивали скорость не менее 16 узлов, имели артиллерию и противопульную броню и умещались на железнодорожных платформах. Создать скоростные и достаточно остойчивые катера при столь малой осадке, высоком расположении центра тяжести и ограниченной ширине корпуса, продиктованной требованиями железнодорожной перевозки, оказалось непросто. Многие заводы, в частности Балтийский, даже не стали участвовать в конкурсе, хотя и нуждались в получении новых заказов. В конце концов предложение Морского министерства принял Путнловский завод: 3 августа 1907 года был заключен контракт на постройку десяти посыльных судов для Амурской военной флотилии — «Штык», «Пуля», «Кинжал», «Пистолет», «Рапира», «Палаш», «Копье», «Сабля», «Шашка» и «Пика». Двухлетние напряженные разработки убедили путиловцев, что при соблюдении всех требований заданная скорость недостижима. Главное управление кораблестроения согласилось снизить контрактную скорость до 15 узлов, и осенью 1909 года все посыльные суда были сданы Особой комиссии по организации прибрежной обороны. Головной корабль серии — катер «Штык» — оставили на Балтике для всесторонних испытаний, а остальные девять по железной дороге доставили в поселок Кокуй и включили в состав Амурской флотилии. В 1912 году русское Военное ведомство рассматривало вопрос о создании флотилии канонерских лодок на озерах Финляндии, и оно с интересом отнеслось к предложению английской фирмы «Торникрофт». Дело в том, что в 1911 году Турция заказала ей 22 малые канонерские лодки (97) для преследования контрабандистов на мелководных реках и в прибрежных зонах Средиземного и Красного морей и Персидского залива. Но фирма успела поставить Турции лишь девять бронекатеров: из-за осложнившихся дипломатий по закрытым целям на больших ин станциях. Впрочем, вопрос о приобретении торникрофтсвских катеров вскоре отпал, поскольку надобность в озерной флотилии миновала. Однако через четыре года русское командование поняло, какую огромную пользу в сухопутных операциях могут принести бронекатера, способные перебрасывать войска и высаживать десанты даже в условиях осенней распутицы и бездорожья, а также оказывать огневую поддержку войскам. И в 1916 году Военное ведомство заказало акционерному обществу металлических и судостроительных заводов «Беккер и К°» в Ревеле девять бронированных речных канонерских лодок (98J, предназначенных для действий на реках, озерах и в закрытых бухтах. Эти корабли, прототипом для которых послужили бронекатера Амурской военной флотилии, вступили в строй уже после Октябрьской революции и прошли боевое крещение в годы гражданской войны, действуя в составе советских речных и озерных флотилий. Онежская флотилия, созданная в июне 1918 года решением Военного совета Северного участка отрядов завесы и Петроградского оборонительного района, должна была вести боевые действия на Онежском и Ладожском озерах. Здесь к началу 1919 года сложилась весьма напряженная обстановка. Белофинская «добровольческая» армия и войска англо-американских интервентов создали угрозу окружения частей Красной Армии между озерами и нанесения совместного удара по Петрограду с востока навстречу двигавшимся с норвежского направления войскам Юденича. Готовясь к этой операции, белофинны создали на северном побережье Ладожского озера в Сердобле, флотилию из 17 вооруженных пароходов и катеров и сильный авиационный отряд из 20 гидросамолетов. Советское командование стремилось всеми средствами усилить Онежскую флотилию. В частности, в нее вошли все корабли и суда расформированной Волхово-Ильменской флотилии. К весне 1919 года под красным флагом на Онеге было уже белее 30 кораблей и судов, в том числе четыре бронированные речные канонерские лодки, построенные в Ревеле по заказу бывшего русского Военного ведомства. В Волхово-Ияьменской флотилии они числились под номерами: № 1 («Интернационал»), № 2 («Коммунист»), № 5 («Пролетарий») и № 9 («Спартак»), а в Онежскую вошли как сторожевые корабли под номерами с первого по четвертый. Боевые действия в межозерье начались 22 апреля 1919 года, когда войска противника перешли в наступление и стали теснить наши части, создавая угрозу Лодейному полю и Мурманской железной дороге. Завязались упорные бои. И тогда была задумана смелая операция, которая в итоге привела бы к изменению стратегической обстановки в Карелии в пользу Красной Армии, а затем и к полному разгрому белофиннов. Части 15-й стрелковой дивизии, двигаясь вдоль восточного берега Ладожского озера, нанесли мощный удар по находившейся в глубине вражеской обороны Вмдлице, где располагалась главная база противника. Одновременно Онежская флотилия высадила там десант. Это совместное наступление сухопутных войск и флота в июне 1919 года вошло з историю гражданской войны под названием Видлицкой операции. В ней наряду с другими кораблями флотилии деятельно участвовали сторожевые корабли № 1, 2 и 4. Они охраняли десантные суда во время перехода, поддерживали артиллерийским огнем высадку десантов, подавляли батареи и живую силу противника. Видлицкая, а затем и другие операции гражданской войны, подтвердили высокую боевую ценность таких бронекатеров. Следует отметить, что эффективность легких быстроходных судов в речных и прибрежных баталиях была оценена в России еще накануне первой мировой войны. Острая потребность в таких судах побудила русское командование уже в конце 1914 — начале 1915 годов перебросить на запад восемь из десяти амурских бронекатеров. «Палаш», «Пистолет», «Пуля» и «Шашка» попали на Балтику. Здесь их 76-мм пушки заменили на 47-мм, и на протяжении всей войны они использовались в шхерах в качестве сторожевых катеров. В апреле 1918 года белофинны захватили их в Або (Турку), но внести в строй так и не смогли: русские экипажи успели привести катера в полную негодность. «Кинжал», «Рапира», «Сабля» и «Штык» были направлены на Черное море. Здесь русское командование, используя дружественный нейтралитет Румыния, деятельно помогало Сербии организовать оборону дунайского побережья. Вверх по Дунаю переправляли русские тяжелые орудия, прожекторы, мимы и торпеды. Прибывавшие тем же путем специалисты помогали сербам устаназливать боковые и минный заграждения, а также артиллерийские и торпедные береговые батареи. Нижа Железных ворот на сербском Дунае было размещено сильное минное заграждение, защищаемое вооруженными пароходами. Сюда же намечаясь направить и амурские бронекатера - в противовес австро-венгерским сторожевым. Австро-Венгрия, создавая Дунайскую флотилию, наряду с мониторами разработала и сторожевые бронекатера нескольких вариантов. Прототипом для них послужил экспериментальный катер «а», созданный в 1904—1905 годах. Усовершенствовав его, будапештские судостроители в 1906 году сдали флоту первый речной бронекатер «в» водоизмещением 36,5 т. Он был вооружен двумя 8-мм пулеметами. Четыре дизеля по 100 п. с. обеспечивали ему скорость 14 узлов. Толщина броневой палубы составляла 4 мм. В 1907 году австрийцы заказали английской фирме «Ярроу» два более легких и быстроходных катера «е» и «f» водоизмещением 15 т, с двумя пулеметами и более основательным бронированием (борт и рубка 5 мм, палуба 2 мм). Три бензиновых двигателя суммарной мощностью 350 л. с. сообщали катерам скорость до 22 узлов. В 1909 году после успешных испытаний всex трех катеров в Будапеште были заложены еще два 15-тонных катера «g» и «h», а в Лгеетенау — два 39-тониых катера «с» и «d». Последние, представлявшие собой дальнейшее развитие катера «в», при том же вооружении имели уже броневой пояс толщиной 5 мм и палубу толщиной 3 мм; два дизеля по 309 л. с. каждый позволяли им двигаться со скоростью 14 узлов. Так же, как и армия России, повышенный интерес к речным бронекатерам проявила сухопутная армия Австро-Венгрии, которая в 1913—1914 годах заказала 27-тонный катер «Линц» для сторожевой службы на озере Гарда и 14-тонный катер «Гизелла» для использования на Дунае. Вступив в войну с восемью бронекатерами, австрийцы в первые же месяцы потеряли три корабля этого класса: «d» и «g» были уничтожены своими командами в Панкове 9 сентября 1914 года, а «с» потоплен сербской артиллерией у Белграда 15 мая 1915 года, Это побудило Австро-Венгрию приступить к срочной постройке речных бронекатеров. В первый период войны эти катера использовались преимущественно та Дунае, но позднее их стали перебрасывать на Адриатику в состав так называемой лагунной флотилии, на озеро Гарда, а с марта 1918 года на Черное море. После войны крупные бронекатера были переданы Венгрии, малые же достались Чехословакии (8 единиц) и Польше (5 единиц). Что касается амурских бронекатеров под русским флагом, попавших на Черное море, то их 1 мая 1918 года захватили немцы в Севастополе; один из них передали Турции, остальные в 1919 году оказались на Каспии в составе белогвардейской флотилии. Дальнейшая судьба их неизвестна. «Пика» и «Копье», оставшиеся на Амуре, участвовали в гражданской войне на Дальнем Востоке. «Копье» в 1920 году был уведен японцами на Сахалин, а в 1925 году возвращен Советскому Союзу. После капитального ремонта оба катера снова вошли в состав ВМФ, участвовали в боях на КВЖД осенью 1929 года и в разгроме японской Кзантунской армии в августе 1945-го. Лишь в 1954 году после почти полувековой службы эти замечательные корабли были исключены из списков флота. |