Лодка из подручных материалов

Немного смекалки — и в умелых руках обыкновенная полистироловая коробочка, флакон из-под шампуня, кусок упаковочного пенопласта могут превратиться в модель красивой быстроходной яхты или старинного парусного корабля

  Находчивости и выдумке стоит поучиться у наших предков, которые строили суда из самых разных материалов — камыша, тростника, папируса, бамбука и даже из кожи. Причем среди последних были такие, которые оказались вполне пригодными для далеких океанских плаваний, а современные эскимосы плавают на кожаных лодках и по сей день (рис. 8).



  Как утверждают дошедшие до нас некоторые летописные источники, на судах с деревянным каркасом и кожаной обшивкой древние ирландцы совершали далекие рейсы вплоть до берегов Северной Америки. В том, что подобные плавания действительно были возможны, помог убедиться эксперимент... Поставил его в 1977 г. историк, писатель и путешественник Тимоти Северин. Он решил переплыть Атлантический океан на кожаной лодке — древнеирландской кураге, или карре. По преданию, именно такое плавание совершил живший в VI в. ирландский монах Брендан. Приступая к постройке лодки, Т. Северин тщательно исследовал все имеющиеся исторические источники, чтобы создать судно, максимально соответствующее прототипу. Была выдержана порода дерева, из которого делался остов, для обшивки лодки использовали 49 бычьих кож, продубленных по средневековым рецептам, 37 км льняных ниток пошло на сшивание обшивки, 3 км кожаных ремней — для вязки остова. Чтобы сделать кожи водонепроницаемыми, их тщательно пропитывали животным воском.


Лодка «Св. Брендан» имела в длину 10,9 м, в ширину 2,4 м и была снабжена двумя мачтами высотой 3,6 и 5,7 м, оснащенными льняными парусами. Управление осуществлялось широколопастным веслом с правой стороны: лопасти гребных весел длиной 3,5 м были сделаны очень узкими.


Плавание отважного исследователя по следам древних мореплавателей продолжалось с перерывами около двух лет. За ним последовали путешествия по маршруту сказочного Синдбада-Морехода и легендарных аргонавтов. Так что, как видите, и сегодня время отважных мореходов-первопроходцев отнюдь не миновало. Вот почему тем из вас, кто мечтает о романтике дальних странствий, рекомендуем сделать модель кожаной лодки «Св. Брендан» — единственного пересекшего океан судна из кожи.


Размеры нашей модели, которую мы будем делать по рисунку 9 в масштабе примерно 1:50 (для этого необходимо каждую сторону квадрата масштабной сетки увеличить до 10 mm), составят: длина — 220 мм, ширина — 50 мм, длина фок-мачты — 72 мм, грот-мачты — 115 мм, весел — 70 мм.


Сначала перечертите или увеличьте изображение модели фотоспособом. Подготовьте для работы острый нож, паяльник, шило, кисточки для клея и красок и материалы: пенопласт из упаковок, рейки, лопаточки для мороженого или кусочки фанеры толщиной 1 мм, батист или тонкое полотно для парусов (в крайнем случае их можно сделать из бумаги), суровые светлые нитки, имитирующие канаты из, например, из пеньки. Корпус из пенопласта можно вырезать терморезаком, сделанным из полосок жести, прикрученной к жалу электропаяльника проволокой (рис. 10). При этом желательно соблюсти профиль обводов корпуса, для чего по чертежу вырежьте из картона шаблоны шпангоутов и прикладывайте их к корпусу по мере его изготовления. Носовой и кормовой тенты вырежьте заодно с корпусом. Для тех из вас, кто умеет хорошо паять, можно порекомендовать и второй, более сложный способ изготовления корпуса — спаять остов модели из кусочков отожженной стальной или медной проволоки толщиной 1 мм, выгнутых в соответствии с чертежом.

Окрасьте готовый остов — это предохранит его от ржавчины, обтяните полосками кожзаменителя (лучше коричневого цвета) (купить его можно в магазинах «Сделай сам» или «Умелые руки»). Если-не окажется этого материала, используйте плотную ткань, пропитанную клеем БФ-6 и окрашенную нитроэмалью в коричневый цвет.
Мачты и реи можно сделать как из реек, так и из стеблей тростника, камыша или соломы; кили-шверты, банки-сиденья для гребцов, палубный настил — из лопаточек для мороженого или кусочков тонкой фанеры; мачтовые степсы (крепления основания мачты) — из кусочков древесины или пенопласта. Из пенопласта вырежьте и спасательный плот, закрепив на нем по периметру нитку-леер и окрасив его в заметный на фоне морских волн оранжевый цвет. Панель солнечных батарей имитирует разлинованный рейсфедером и тушью квадратик белого картона, скатки запасных шкур — полоски коричневой ткани вдоль борта. Паруса вырежьте из белого полотна, батиста или бумаги, разлинуйте, приклейте кусочки ниток для подвязывания паруса — риф-штерты, обшейте или оклейте по краям литросом — толстой суровой ниткой и закрепите на реях при помощи ревантов. На парусах нарисуйте фломастером или нитрокраской красный кельтский крест («крест в нимбе») — опознавательный знак «Св. Брендана». Приклейте к днищу металлическую полосу — балластный фальшкиль, и можете приступать к окраске вашей модели.


Корпус снаружи и изнутри покрасьте темно-коричневой краской, тенты носового и кормового отсеков — оранжевой, каюты и радиорубки — серой. Деревянные части модели лучше всего не красить, а пропитать морилкой или сильным раствором перманганата калия и покрыть лаком.
После этого вам останется только поставить паруса, натянуть такелаж из ниток и испытать вашу модель на воде либо использовать ее в качестве оригинального сувенира.



Оценить статью:(230)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама