Ладья Изяслава

Плавающая модель корабля из бумаги

Плавающие модели бумажных кораблей можно делать не только из бумажных трубок, а и по разверткам, поскольку корпуса таких моделей имеют близкие к треугольнику обводы. Правда, в отличие от ганзейского когга конструировать по разверткам удобнее суда более узкие и длинные. В числе таких судов боевая речная ладья, изобретение которой приписывается киевскому князю Изяславу Мстиславовичу.

«Бе бо исхитрил Изяслав ладьи дивно: беша бо в них гребци невидимо, только весла видити...»,— писал летописец о флоте, который в середине XII века построил Изяслав для защиты Киева.

«Исхитрил» свои ладьи князь по тем временам действительно «дивно»: гребцы находились под дощатой палубой, которая одновременно служила помостом для облаченных в металлические доспехи воинов, благодаря чему они имели большой простор для действий, тогда как гребцы были защищены от вражеских копий и стрел.

Заостренная корма и два рулевых весла (спереди и сзади) позволяли ладье, не разворачиваясь, двигаться в любую сторону — это делало ее особенно маневренной и удобной в бою.

Уже в то далекое время славяне были известны как искусные мореходы и умелые кораблестроители. На тысячах ладей спускались они по Днепру в Черное море, выходили через проливы в Средиземное. Приоритет Древней Руси в морском деле был признан даже историком «владычыцы морей» — Великобритании Ф. Дженом, который в своей книге «Русский флот в прошлом, настоящем и будущем», изданной в конце XIX века, писал, что русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем британский. За столетие до того как Альфред (король англосаксов, правивший в 870 — 901 гг.) построил британские корабли, русские сражались в отчаянных морских соях. И тысячу лет назад первейшими моряками своего времени были русские.

Технология изготовления модели ладьи Изяслава показана на рис. 1. Развертки отдельных деталей нужно увеличить до 200 — 220 мм одним из рекомендуемых способов. Их изображения переносят на плотную бумагу, из которой сначала вырезают заготовку нижней части корпуса 1. Затем ее перегибают пополам и аккуратно склеивают оконечности.

плавающая модель корабля из бумаги

 

а—изготовление половины корпуса; б—прорезание люков для балласта; в—сборка корпуса; г—отделка борта; д—мачта и парус; е—загрузка модели балластом; 1—развертка корпуса; 2—половина развертки верхних палуб; 3—диаметральная переборка; 4—развертка борта (внешняя сторона); 5—полосы ограждения; 6—щит; 7—лопасть рулевого весла; 8—лопасть грибного весла; 9—оконечность носа и кормы; 10—кофель-нагельная планка.

После просушки борта раздвигают в стороны и, смазав их кромки клеем, устанавливают на лист картона толщиной 0,5 мм (рис. а). Обрезав ножницами лишний картон, получают готовую нижнюю часть корпуса вместе с палубой, в которой прорезают два люка для загрузки балласта (рис. б). Находиться они должны строго под люками верхних палуб, которые вырезают по развертке 2 с учетом того, что на ней дана лишь половина детали. Готовые палубы из картона соединяют с помощью диаметральной переборки 3. Переборку крепят к палубам на картонных треугольниках (рис. в). Верхнюю палубу оклеивают желтой бумагой, разлинованной под дощатый настил, после чего устанавливают борта 4, картонные полосы ограждения 5, подгоняют и приклеивают оконечности носа и кормы 9 (они одинаковой формы).

Миндалевидные щиты 6 (рис. г) — из окрашенного в красный цвет или оклеенного красной бумагой тонкого картона. Не забудьте в центр каждого щита посадить капельку контрастной краски для имитации умбона (защитной бляхи). Из плотной бумаги вырезают лопасти гребных 8 и рулевых 7 весел. Их закрепляют в древках-соломинках, расщепленных на конце. Длина древка-соломинки около 70 мм. Длина мачты и рея— 110 мм, причем мачту в нижней части также расщепляют пополам, чтобы через отверстие в палубе насадить на диаметральную переборку.

Теперь остается наклеить верхнюю часть корпуса с мачтой и веслами на нижнюю и окрасить модель (нитроэмаль, масляные или даже гуашевые краски).
Если модель предназначена для плавания, опустите ее на воду и через палубные люки при помощи воронки и резиновой трубки заполните балластом (дробью, залитой разогретым парафином) (рис. е), чтобы она осела до нужного уровня. Кофель-нагельную планку 10 на палубе для крепления снастей делают из связанных нитками трех спичек.

Как соорудить подставку, подумайте сами.

 Автор: В.О.Шпаковский



Оценить статью:(241)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама