Моделирование |
Корпус суднаКак самостоятельно изготовить корпус модели корабля В технических объединениях существует проблема увеличения (уменьшения) чертежей и схем. Ещё до эпохи ПК мы пользовались сеткой, нанесенной на чертёж, линейкой, карандашом да лекалом. Точность выполнения чертежей страдала, особенно при вычерчивании лекальных кривых. Идеальным вариантом, конечно же, можно считать 3D моделирование, когда объект создаётся в программах AutoCAD или 3D Studio. Но эти программы есть не у всех пользователей ПК, да и работа с этими пакетами не всем «по зубам». Хочу поделиться с коллегами тем, как эта проблема решается в моём объединении на конкретном примере. Для моделирования выбрана модель рыболовного бота «СКУЛТЕ», чертежи которой опубликованы в журнале «Моделист-конструктор» №3 за 1979 год. Проекция «Корпус» дана в масштабе 1:25, мы же хотим построить RC-модель в масштабе 1:20. 1. Сканируем чертёж с разрешением 1200 (DPI). 2. Открываем программу Microsoft Power Point и вставляем сканированное изображение. Подрезаем изображение. На нашей модели контрольное расстояние между точкой А и ДП должно быть 72.5 мм, округляем до 72 мм. Запускаем команду «Линия» и строим горизонтальный отрезок произвольной длины красного цвета (для лучшей видимости на черно-белом рисунке). 3. Правой клавишей мышки открываем меню и жмём на «Формат автофигуры». На вкладке «Размер» в строке «Ширина» набираем 7,2 см. Нажимаем ОК. 4. Теперь длина нашей контрольной красной линии соответствует масштабному расстоянию от точки А до ДП. Перемещаем контрольную линию так, чтобы левая её сторона оказалась в точке А. Затем выделяем чертёж и за правый верхний угол растягиваем его, чтобы правая сторона контрольной линии совпала с ДП. Вот и всё! Мы получили проекцию «Корпус» в масштабе 1:20. Остаётся сохранить файл и распечатать полученное изображение. Как видите всё просто и доступно рядовому пользователю, имеющему в своём распоряжении ПК средней мощности. Наиболее продвинутым способом изготовления корпусов моделей-копий судов считается способ с применением стеклоткани, различных матриц и пуансонов. Этот способ является и наиболее вредным с точки зрения санитарных норм и правил. Мы строим модели наиболее распространённым способом (и наименее вредным) – наборным. Итак, начнём. 1. Шпангоуты вычерчиваем пользуясь картонными полушаблонами и вырезаем из строительной 4-х мм фанеры. При необходимости шпангоуты облегчаем. Аналогичным способом изготовляем килевую рамку (проекция диаметральной плоскости или просто ДП) и палубу по заранее заготовленным картонным шаблонам. Далее в шпангоутах вырезаем пазы под килевую рамку, а в килевой рамке – под шпангоуты (ширина пазов соответствует толщине материала, в нашем случае – 4 мм). Если палуба модели без прогиба (седловидности) то сборку каркаса можно производить вверх килем на ровном стапеле (столе). Перед сборкой палуба с внутренней стороны корпуса размечается под ДП и места установки шпангоутов, а также с необходимыми вырезами под надстройки. Сборку ведут «насухо» т.е. без клея с помощью канцелярских булавок и только после проверки на отсутствие перекосов швы проливаются эпоксидной смолой. Через сутки каркас готов к наложению обшивки. 2. Для обшивки мы используем рейки (сосна, ель) сечением 5х2мм, канцелярские булавки и ЭДП. Как правило, за один приём обшить корпус трудно, поэтому накладываем с каждой стороны, скажем по 20 реек, а на следующий день оставшуюся часть. 3. 4. Затем проливаем обшивку внутри корпуса жидкой эпоксидкой, чем придаём ей (обшивке) прочность. Через сутки – двое корпус можно шлифовать крупной шкуркой (желательно водостойкой на тканевой основе). Шпаклюем корпус ЭДП с наполнителем из талька, зубного порошка или детской присыпки с последующей шлифовкой. 5. Применение красок и растворителей на нитрооснове запрещено при работе в детских объединениях, мы нашли способ окраски моделей без ущерба для здоровья учащихся и применяем гуашевые краски или (что гораздо лучше, но и дороже) темперу. При работе с гуашью надо помнить, что каждый последующий слой краски растворяет предыдущий, поэтому в качестве разделительного слоя, а также для финишной отделки применяется лак для паркета марки ПФ. Финишная лакировка – 5-6 слоёв лака. Заметим, что для ходовых моделей такой способ окраски менее предпочтителен, чем окраска распылителем красками марки ПФ-115. Пентафталевые краски дают более прочный красочный слой, на солнце не выгорают и более практичны в эксплуатации, что доказано многолетней практикой. Рекомендуем! Педагог дополнительного образования (руководитель ранее авиамодельного, а теперь кружка политехнического профиля) ДОО «Фрегат» Дворца детского (юношеского) творчества г.Магадана КОЗИН Владимир Викторович |