Ганзейский Когг

Приемы моделирования судов из бумаги.

Оказывается, благодаря бумажной трубке можно изготовить модель практически любого судна.

Возьмите лист бумаги из альбома для рисования, цветную бумагу для аппликаций (только не бархатную), картон толщиной 0,5 — 1 мм из набора для детского ручного труда или от конфетной коробки, тонкие рейки или соломинки, черные и серые суровые нитки, парафин или стеариновую свечку, кусочки свинца (подойдут и рыболовные грузила) для балласта, ножницы, лезвие безопасной бритвы, шило, кисточки для красок и клея, водоустойчивые краски и клей («Феникс», «Суперцемент» или «Момент-1»).

Работу начнем с хорошо известной вам модели каноэ, вот только технология ее изготовления

модель каноэ

 а—заготовка корпуса каноэ; б—изготовление корпуса каноэ; в— внешний вид каноэ;

Лист бумаги из альбома для рисования смазывают клеем и склеивают в бумажную трубку диаметром 40 мм (рис. а). Длина ее будет зависеть от того, по длине или по ширине вы свернете лист. Затем края трубки изнутри промазывают клеем и зажимают бельевыми прищепками. Продольный шов (это главное условие) на будущем корпусе должен оказаться на одной линии с линией штевней, параллельных друг другу. Теперь корпусу следует придать характерный прогиб, для чего палубу аккуратно продавливают и обминают пальцами края, пока на границе палубы и борта не получится ровная линия изгиба. Долевой шов должен проходить через палубу. Кусок палубы и штевни обрезают по линии, намеченной пунктиром (рис. б), и получают практически готовый корпус. Теперь его необходимо окрасить масляной или нитрокраской в темно-коричневый цвет.

Когда краска высохнет, испытайте модель на воде, положив на дно модели кусочки свинца или рыболовные грузила. Перемещая балласт, добейтесь, чтобы каноэ сидело в воде на ровном киле, без крена. После этого приклеивают балласт и покрывают его краской.

Распорки для корпуса делают из реек, палочек-лопаточек для мороженого, картона. Декоративный орнамент на бортах можно нарисовать или выклеить из разноцветных бумажных треугольников методом аппликации. В этом случае для защиты от воды их покрывают бесцветным лаком. Весла делают так: расщепляют соломинку и вставляют в нее смазанную клеем лопасть из плотной бумаги. Если вместо соломинки струганая рейка, то лопасть к ней приклеивают.

Готовая модель хорошо выглядит (рис. в), и с первого взгляда не определишь, что она из бумаги.

 


Таким же способом можно сделать и более сложную модель ганзейского когга. Назывался он так потому, что принадлежал Ганзейскому союзу — мощному торговому и политическому объединению на севере средневековой Европы.

Когг — высокобортное, палубное, одномачтовое судно большой ширины и незначительной длины, двигавшееся только под парусом. Ярко раскрашенный, богато орнаментированный, корабль производил приятное впечатление. Характерными особенностями когга были навесной руль и прямые, сильно скошенные штевни. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. На носу и на корме находились высокие помосты с зубчатыми, наподобие башен, ограждениями для воинов. В помещении под кормовой площадкой размещались каюты с окошками. Скошенный под углом форштевень (волнорез) заканчивался бушпритом — наклонной мачтой для растяжки паруса спереди.

Работу над моделью когга начинают с корпуса, для изготовления которого лист плотной бумаги сворачивают по ширине. Диаметр получившейся трубки должен быть 60 мм. Затем склеивают торцы, прогибают палубу, тщательно обминают ее края и обрезают линии штевней (рис. г).
Из картона толщиной 0,5 мм вырезают полоски длиной 140 и 75 мм, шириной 20 мм, сгибают их пополам и, смазав клеем, устанавливают на оконечностях корпуса. Из картона толщиной 1 мм вырезают руль и на имитирующих петли полосках картона приклеивают его к кормовому штевню с зазором 1 мм.

г—изготовление корпуса когга; д—развертка носового помоста; е—развертка кормового моста; ж—палуба кормового помоста; з—основание кормового помоста; и—флаг и флагшток; к—лестница; л—изготовление мачты и рея из бумаги м—основание мачты н—изготовление блоков снастей о—крепление стоячего такелажа.

Теперь корпус можно покрасить, причем делать это лучше всего щетинистой кистью и возможно более густой краской, чтобы полосы имитировали грубую поверхность просмоленной дощатой обшивки. Цвет — коричневый или черный.

Из желтой бумаги, разлинованной под дощатый настил, вырезают и, подогнав по месту, наклеивают палубу, после чего вырезают развертки помостов (рис.д, е). Модель будет эффектнее, если не только прочертить линии швов между досками, но и фломастером подчеркнуть структуру древесины. Готовые развертки помостов наклеивают на картон толщиной 0,5 мм и вырезают вместе с ним. После этого их перегибают по линиям сгиба (картон при этом следует немного надрезать) и склеивают встык, причем в кормовой помост вклеивают еще и палубу ( рис. ж), которую устанавливают до линии А — Б. Оба помоста снаружи оклеивают красной бумагой или окрашивают в красный цвет. Декоративные полосы-окантовки — зеленого цвета.

Основание кормового помоста (рис. з) вырезают из того же картона, что и сами помосты. Однако следует учесть, что ширина его центральной части, в которой прорезается дверца, не дана. Ее придется найти самостоятельно, исходя из ширины получившегося корпуса. Подогнанную деталь сгибают (как показано на рисунке), устанавливают на палубе и окрашивают в тот же цвет, что и корпус.

Приступая к окончательной сборке модели, закрепляют носовой помост на форштевне, а кормовой — на основании. Не забудьте про лестницу (рис. к) на носовой помост. Ее можно вырезать из картона или склеить из плоских полистироловых зубочисток клеем для сборных моделей.

Флаги и флагштоки (рис. и) на кормовом помосте — из цветной бумаги и расщепленных лезвием бритвы соломинок. В верхние надрезы соломинок вставляют флаги, а нижние надевают на зубцы.

Мачты и рей — деревянные рейки длиной 200 и 115 мм. Их можно сделать из тонкой бумаги, накатав в виде трубочки на тонкую вязальную спицу, как показано на рисунке. Бумажные мачты и рей необходимо покрасить, деревянные или из тростника — покрыть лаком.

Основание мачты (рис. м) — из толстого картона. Мачту вставляют в основание, чтобы ее высота над палубой не превышала 160 мм. Для блоков снастей подойдут картонные кружки, пластмассовые либо нарезанные из резиновой трубки кольца (рис. н). Внутрь каждого блока, после того как через него будут пропущены нитки, нужно капнуть немного черной краски. Так же окрашивают и сам блок.

Крепления стоячего такелажа (рис. о), удерживающего мачту (его натягивают из черных ниток для имитации смоляных канатов), делают из картона или (что лучше) кусочков зубочисток, приклеенных к корпусу.

Остается парус — прямоугольное полосатое полотнище размером 120×120 мм. Его вырезают из ватмана и оклеивают полосками красной бумаги.
Корабль практически готов, но плавать он еще не может, так как не обладает, как говорят моряки, остойчивостью. Проделайте в палубе небольшое отверстие (потом его можно закрыть крышкой палубного люка) и при помощи резиновой трубки наполните корпус кусочками свинца, распределив их по дну так, чтобы осадка модели была ровной. Через воронку залейте балласт парафином с целью его фиксации. Остается натянуть бегучий такелаж (тросы, управляющие парусом) из светлых имитирующих настоящую пеньку ниток, и когг может отправляться в плавание.

Автор: В.О.Шпаковский



Оценить статью:(242)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама