Катамараны с воздушным винтом и паропульсиром

Моделирование кораблей с паропульсиром и принципы кораблей на воздушной тяги

Многие хорошо знакомы с аэрозольными баллончиками-распылителями, содержащими нитроэмали для различных целей. Выпускаются в аэрозольных упаковках и различного рода дезодоранты. Пользоваться ими удобно, да вот беда, повторной зарядке они не подлежат и когда опустеют, безжалостно выбрасываются. Между тем их можно использовать для изготовления самых различных плавающих моделей, например катамарана-аэроглиссера с воздушным винтом (рис. 1). Поначалу потребуется четыре аэрозольных баллона 2. Их попарно соединяют изоляционной лентой 1, как показано на рисунке, красят яркой нитроэмалью, и поплавки катамарана готовы.

игрушка корабль на воздушной тяге

1 — изоляционная лента; 2—аэрозольный баллон; 3 — уголки крепления; 4 — батарейка питания; 5 — ос нование корпуса; 6 — передняя панель корпуса; 7 — выключатель; 8 — крыша корпуса; 9—микроэлектродвигатель; 10— ступица винта; 11 — аэродинамический обтекатель винта; 12— воздушный винт; 13 — боковая панель корпуса; 14 — провода питания к микроэлектродвигателю и выключателю

 

Затем из фанеры толщиной 3 мм выпиливают основание корпуса 5 произвольной формы и размеров (главное, чтобы внутри уместилась батарейка питания 4). При помощи уголков 3 из плотной бумаги или картона основание приклеивают к поплавкам. Передняя панель корпуса 6 может быть из бумаги, а вот боковые панели 13 лучше выпилить из той же фанеры, что и основание.

Крыша корпуса 8 должна быть съемной (чтобы можно было менять батарейку), причем в ее задней части нужно сделать прямоугольный вырез для микроэлектродвигателя 9, а также два пропила для крепления аэродинамического обтекателя винта 11. Расстояние между этими пропилами (А) должно быть равно диаметру баночки-упаковки из-под сыра «Янтарь» или маргарина.

Устройство воздушного винта 12 в общем-то такое же, как и на модели фантастического аэрохода, вот только ступица у него круглая, а не квадратная, и с двумя лопастями. Главное, чтобы воздушный винт внутри обтекателя не задевал его стенки.

Провода питания 14 от батарейки подводят к выключателю 7 и микроэлектродвигателю, устанавливают крышу корпуса и после окраски и отделки корпуса приступают к запускам.

 

На таких же поплавках можно изготовить и модель-прообраз прогулочного катамарана, однако прежде чем ее строить, давайте подумаем, каким приводом ее можно оснастить. Наши предыдущие модели из упаковок имели электромеханический привод, оснащались гребными и воздушными винтами и даже ветросиловым парусом-крылом. Не попытаться ли использовать реактивный двигатель?

Если говорить о настоящем реактивном двигателе, то сделать его самостоятельно или в кружке невозможно, а вот применить реактивную силу струи самого обыкновенного пара по плечу даже самым юным. Посмотрите на рис. 2. Изображенная на нем нехитрая лодочка — игрушка ваших дедушек. Простейший корпус из жести, закрепленная на нем баночка из-под гуталина, две впаянные в корпус трубочки и спиртовка из крышки от бутылки с лимонадом — вот и все, что требовалось, чтобы устроить азартные соревнования, собиравшие немало болельщиков. По сути дела — это простейший пульсирующий реактивный двигатель — ведь струю пара он подает толчками, периодически всасывая воду и выбрасывая пар. Но этот же принцип можно использовать и на модели уже упоминавшегося катамарана, в котором приводом станет настоящий реактивный двигатель.

схема простейшего корабля на паропульсире

Простейшая лодочка с паропульсиром

Модель на рис. 3 сделана из бумаги, картона и фанеры, однако ее главная часть — ходовые поплавки 3 — из аэрозольных упаковок из-под нитроэмали (ни в коем случае нельзя использовать упаковки из-под препаратов, применяемых против насекомых). Поскольку баллончики могут различаться, размеры модели мы не приводим, однако, ориентируясь по проекциям 1, 2 и имеющимся упаковкам, габариты модели нетрудно себе представить.
Основание 16 корпуса выпиливают из фанеры. К нему приклеивают четыре стойки 19, склеенные из картона толщиной 0,5 мм, с зубчиками, загнутыми внутрь. Форма стоек — в виде профиля самолетного крыла.

модель корабля на паропульсире

1 — вид модели сбоку; 2 — вид модели спереди; 3 — ходовые поплавкн; 4 — корпус; 5 — мостик; 6 — вентиляционная шахта; 7—паровой котел; 8—заливная горловина с крышкой; 9—пароотводящая трубка; 10—стойки котла; 11— спиртовка; 12—аквариумный кран; 13 — вентиляционное отверстие; 14—дверца корпуса; 15—продольная бумажная полоса крепления стоек; 16 — основание корпуса; 17 — поперечная бумажная полоса крепления; 18— ходовые огни; 19 — стойка корпуса; 20— отверстие для балласта

Ходовые поплавки склеивают между собой донышками, а на них наклеивают продольную бумажную полосу 15 (для крепления стоек) и поперечную бумажную полосу 17 (чтобы закрыть место соединения упаковок).

Затем на поплавках устанавливают стойки (наиболее прочное соединение достигается применением клея ЭДП, но можно пользоваться нитроцеллюлозным и «Моментом-1») и основание корпуса. Сам корпус 4, играющий исключительно декоративную роль, так же, как и мостик 5,— из картона или плотной бумаги. А вот вентиляционную шахту 6 вырезают из тонкой жести, поскольку в процессе эксплуатации модели возможен ее сильный нагрев. В кормовой части корпуса нужно предусмотреть выдвижную дверцу 14, чтобы вставлять внутрь зажженную спиртовку 11.

Главный узел модели — паровой котел 7 и пароотводящие трубки 9. В качестве котла подойдет небольшая металлическая баночка произвольной формы, пропаянная по разъемам. Трубки желательно медные. Можно использовать трубки и от радиаторных решеток поломавшегося холодильника. Их набивают песком, сгибают, как показано на рисунке, и пропускают через отверстия в основании корпуса и ходовых поплавках. Наружу трубки выводят через отверстия для распылительных головок. К концам трубок крепят два крана 12, которые обычно применяются для регулирования количества воздуха, подаваемого с помощью компрессора рыбкам в аквариум. Краны помогают регулировать давление пара, тем самым заставляя модель делать повороты. Однако принципиального значения аквариумные краны не имеют, поэтому можно обойтись и без них.

Паровой котел размещают на стойках 10 из проволоки. Их крепят к основанию корпуса скобками из тонкой проволоки. Высота стоек, а следовательно, и высота всего корпуса, должна позволять размещать под котлом спиртовку или металлическую емкость на асбестовой подкладке для сухого горючего из набора «Юный химик». Чтобы топливо хорошо горело, в корпусе следует просверлить вентиляционные отверстия 13. Пожароустойчивость корпуса модели достигается покрытием его изнутри слоем канцелярского клея.

Воду в паровой котел заливают через горловину 8 с плотно завинчивающейся крышкой Подводную часть модели окрашивают масляными или нитрокрасками в красный, зеленый или черный цвет, надводную — в белый. Иллюминаторы — сплошные черные полосы. Верхняя палуба — желтая или светло-коричневая. Ходовые огни 18 — красные и зеленые бусинки.

Перед запуском модели в паровой котел заливают воду и ставят под него зажженную спиртовку. Крышка котла должна быть при этом плотно завинчена, а сам котел полностью герметичен. Как только вода закипит, струи пара заставят модель двигаться. Ее правильная осадка достигается загрузкой поплавков через отверстие 20 балластом из дроби, залитым растопленным парафином.

В отличие от катамарана с воздушным винтом скорость катамарана с паропульсиром невелика, зато он явится отличным пособием на уроках физики.

 Автор: В.О.Шпаковский



Оценить статью:(246)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама