Моделирование |
Корабль «Арго»Технология изготовления модели корабля из пластики, на примере знаменитого корабля «Арго» Из пластики можно делать не только настольные, но и плавающие модели. Особенно хорошо получаются модели старинных деревянных кораблей с дощатой обшивкой. Опыт показывает, что юным судомоделистам в домашних условиях изготовить корпус такой модели из дерева трудно. С пластикой проще. Линии обшивки на ней можно легко отштамповать гибкой металлической линейкой, причем они остаются видны и при последующей механической обработке даже неотвержденной пластики. За образец нашей будущей модели возьмем легендарный корабль «Арго». Не тот «Арго», о котором повествуют древнегреческие мифы, а его современную копию знаменитого ирландского путешественника Тима Северина. Новый «Арго» (от греческого слова «артос» — быстрый) построен на греческом острове Спеце в 1984 году. Сделан он по технологии древних — без единого металлического гвоздя. Ширина этого двадцативесельного судна, как и было заведено когда-то, составляет примерно 1/6 длины, палуба отсутствует, для гребцов оборудованы банки, роль рулей выполняют два кормовых весла, носовая часть заканчивается тараном-волнорезом в форме головы дельфина. Кстати, древние греки строили свои суда без шпангоутов («ребер» остова судна), а по наружным шаблонам, скрепляя подогнанные доски обшивки деревянными гвоздями, оба конца которых распиливались. В каждый такой распил вбивались небольшие деревянные клинья из акации или терна, причем их вставляли в гнезда так, чтобы они располагались поперек древесных волокон. Благодаря этому доски обшивки плотно подгонялись друг к другу и придавали прочность судну. Древние греки обожествляли дельфинов, вот почему их суда своей формой напоминали этих животных. Уважение к судну доходило до того, что им рисовали глаза, «дабы они сами могли выбрать себе дорогу». После увеличения деталей модели (длина корпуса должна составлять примерно 220 — 230 мм) по развертке из листа пластики толщиной 3 мм вырезают корпус. На нем штампуют линии дощатой обшивки 2 (показаны на развертке только с одной стороны), а на оконечностях — зубчатые узоры.
1—палубный настил с банками для гребцов; 2—корпус; 3—украшение паруса; 4—место для проволоки; 5—парус; 6—внешний вид корпуса; 7—ограждение вместе со стойками; 8—лопасть рулевого весла; 9—лопасть гребного весла В кормовую часть корпуса, и в особенности в его завиток, необходимо заложить изогнутую проволоку (показана пунктиром), которая вовремя тепловой обработки поможет сохранить завитку форму. После этого оконечности соединяют между собой, растягивая пластину в центральной части корпуса так, чтобы получить обводы полукруглых, а не треугольных (как на моделях из бумаги) очертаний (рис. 2, а, б).
а—придание обводам корпуса выпуклой формы; б—очертания корпуса до и после его растяжки; в—марлевая подвеска для тепловой обработки корпуса
В готовый обработанный наждачной бумагой корпус 6 (рис. 1) вклеивают палубный настил, устанавливают мачту из соломинки длиной 130 мм. Длина рея— 150 мм, рулевых и гребных весел — 70 мм. Лопасти весел вставляют в расщепы на концах соломинок, парус — в продольный расщеп, сделанный лезвием безопасной бритвы. Снасти — из скрученных тонких или толстых суровых черных ниток, имитирующих просмоленные канаты. Ограждение 7 со стойками — из полосок тонкого картона. А теперь о покраске модели. Гомер, воспевая суда древних греков, называл их чернобокими, очевидно, из-за того, что они имели борта смолёного черного цвета. Однако носовая часть, на которой рисовались глаза, была красной. Бело-черный орнамент украшал оконечности, а та доска, что проходила непосредственно под ограждением, часто окрашивалась в голубой цвет. В кормовой части судна можно установить укрытие в виде полукруглой палатки, которая на греческих судах делалась из реек, обтягивалась сукном и была съемной. Автор: В.О.Шпаковский |