Мтепи — из знойной Африки

Каких только парусников не знает история мирового судостроения! Один из них — африканское средневековое судно мтепи

Корпус его, выполненный из древесины пальмы, отчасти напоминает арабские доу — так европейцы называли арабские суда, имевшие своеобразные очертания корпуса и парусов,— но отличался прямыми парусами из тростника. На палубе была установлена хижина и шалаш. Несмотря на кажущуюся примитивность, мтепи управлялось при помощи кормового руля и отличалось неплохой маневренностью и грузоподъемностью.


Какой материал выбрать в качестве исходного при изготовлении модели этого судна? В принципе можно было бы взять бумагу, картон или пенопласт, ведь технология их обработки проще, чем из древесины или пластмассы, но передать форму старинного парусного судна, имеющего рельефную дощатую обшивку и палубу с большой седловатостью и прогибом, очень сложно. Сделать корпус такой модели наборным, со шпангоутами и обшивкой из гнутых реек для тех из вас, кто только начинает моделировать, практически невозможно, как, впрочем, и имитировать обшивку на цельно-долбленом корпусе из деревянного бруска.


Можно было бы, конечно, попытаться воспользоваться методом наслоения на детали корпуса вырезанных из фанеры или тонких дощечек. Это несколько упрощает дело, но требует качественных, хорошо просушенных материалов и большого труда по выпиливанию, склеиванию и подгонке всех его многочисленных элементов. Кроме того, понадобится и окончательная обработка и отделка получившейся заготовки.


Что же касается технологии выклейки корпусов из стеклопластиков, то для изготовления она достаточно трудоемка, требует применения токсичных эпоксидных клеев, поэтому не используется для моделей старинных парусных судов.


А что если вылепить корпус модели из пластилина? Без всяких «болванок» и негативных матричных форм можно придать обводам такой модели самые прихотливые очертания, а при помощи металлической линейки или полоски жести отпечатать все до единой дощечки. Но, к сожалению, пластилин обладает малой механической стойкостью, что делает его неприемлемым для изготовления модели.


Но вот в последнее время был создан материал, который сочетает в себе мягкость, прочность и не требует такого высокотемпературного обжига, как глина. Это так называемая пластика, недавно появившаяся на полках магазинов школьных принадлежностей. Использование ее позволяет сделать моделирование старинных деревянных судов доступным практически для каждого любителя мастерить судомодели.


Перед работой пластику необходимо размягчать, для чего твердую массу согреть в ладонях небольшими кусочками. Увеличить мягкость можно добавлением масла (веретенного, растительного), уменьшить — добавлением талька, гипса, каолина, зубного порошка. Изделие из пластики в отличие от вылепленного из пластилина можно отвердить, т. е. придать ему довольно высокую прочность. При лепке высоких и тонких предметов необходимо пользоваться деревянным или проволочным каркасом, предупреждающим деформацию модели при отверждении.


Мелкие изделия отверждают, положив их в холодную воду и доведя ее на медленном огне до кипения; массивные, объемные — на фольге в духовом шкафу плиты. Дверцу шкафа лучше оставлять приоткрытой, температура в нем должна быть 80...100°С. Через 5...20 мин (в зависимости от размера) изделие будет готово. Готовому изделию надо дать остыть.


Отвердевшие модели можно мыть, резать, пилить, сверлить, красить любыми красками, лакировать (например, лаком для ногтей).


А теперь попробуем сделать из-пластики модели мтепи.

Сначала размятый в руках кусок пластики раскатайте скалкой или бутылкой в лист толщиной 3 мм (рис. 14, /). Затем, нанеся на выкройку корпуса / парусника сетку, увеличьте ее так, чтобы максимальная длина модели составляла примерно 160...200 мм, и перенесите изображение на плотную бумагу. Из этой бумаги вырежьте шаблон для работы с пластикой. По этому шаблону (рис. 14, 2) сделайте развертку корпуса из пластики. На этой развертке при помощи металлической линейки, поставленной на ребро, проштампуйте линии, имитирующие дощатую обшивку, и прорежьте прямоугольные отверстия под бимсы — поперечные брусья крепления палубного настила (на развертке они показаны только с одной стороны). Рельефные полосы, нанесенные на разметку, сохранятся и при последующей обработке.

Теперь заготовку перегните пополам и соедините концы, стараясь их при этом как можно прочнее слепить между собой. Получающийся при этом корпус будет иметь в плане треугольные очертания, словно он сделан из бумаги. Растягивая и разминая пластику в средней части корпуса, придайте ему характерную выпуклую форму, стараясь при этом, чтобы линии обшивки были видны. Поскольку эта работа ведется «на глазок», необходимо быть особенно внимательным, чтобы не только не стереть отштампованные линии, но и добиться симметричности обводов корпуса (рис. 14, 3).

Готовый корпус опустите в холодную воду и, используя для этого подвеску из марли (рис. 14, 4), предохраняющую его от деформации в первые минуты полимеризации, доведите ее до кипения. «Варить» изделие нужно 10...20 мин (в зависимости от размеров), после отверждения и сушки зачистите его поверхность шлифовальной шкуркой и надфилями. Из полосок пластики вырежьте носовой штевень 4, подгоняя его под готовый корпус, килевую балку 3 и кормовой штевень вместе с рулем 2 (см. рис. 13). Эти детали приклейте к корпусу, а чтобы они крепче держались, пришнуруйте их суровыми нитками, продетыми в просверленные в корпусе и штевнях отверстия диаметром 1 мм.

После этого вставьте бимсы из реек и укрепите поверх них палубу, сделанную из картона, оклеенного желтой бумагой и разлинованного «под доски» или окрашенного желтой нитроэмалью (рис. 14, 5). Румпель — рычаг, за который поворачивают руль, а также флагштоки, сделайте из соломинок. Флагштоки расщепите и в расщепы вставьте разноцветные флажки из бумаги или батиста. Мачта и два рея (верхний и нижний) — также из реек, соломинок или камышинок. При длине модели 160 мм их размеры должны составлять 150 мм для мачты (от килевой балки до вершины) и 110 мм для реев.

Для настольной модели (см. рис. 13) парус соберите из соломинок, связанных в виде циновки 5, а вот для плавающей сделайте его более легким, используя для этого желтую крепированную бумагу.
Чтобы модель приобрела законченный вид, окрасьте ее. При этом надо иметь в виду, что нитрокраски, обычно широко используемые в судомоделизме, в этом случае применять нецелесообразно — в силу особенностей химического состава пластики на  ее  поверхности  они  слишком долго сохнут. Добавление в нитрокраску зубного порошка или талька сокращает время сушки. Получается характерная для деревянных судов матовая окраска — ведь их обдавало соленой водой и обжигало солнце. Кисточкой можно подчеркнуть фактуру «древесины». Кроме того, матовую поверхность нетрудно сделать блестящей, покрыв ее любым нитролаком.

Для мтепи была характерна следующая окраска основных частей: весь корпус до уровня палубы — светло-коричневым, по линии несколько выступающих наружу бимсов — узкая черно-белая полоса, средняя часть борта — черная, борта ближе к носу и корме — красные, руль, а также верхние части штевней разрисованы черно-белыми узорами.

Пластика — материал тяжелый, и модель с толстой килевой балкой и легкими надстройками вполне может обойтись и без балласта. Но для того чтобы повысить ее остойчивость или для устранения крена, можно загрузить уже готовую модель, предусмотрев для этого отверстие в палубе, которое закроет хижина (рис. 13), сделанная из бумаги и оклеенная расщепленными стебельками соломы 6.

Закончив работу с пластикой, протрите руки влажной тряпкой, а затем вымойте теплой водой с мылом.



Оценить статью:(232)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама