Все о катамаранах

Многие из вас, конечно, видели катамаран — судно, составленное из двух узких и длинных корпусов, соединенных поперечными балками или сплошным мостом. О том как сделать что то подобное читайте здесь.

Любопытно, что само название «катамаран» не что иное,  как  исторический  парадокс «Куттумарам» на языке тамилов (одной  из  народностей,  населяющей  юг  Индостана)  означает связанные бревна», т. е. плот (рис.5, а),  а  вовсе не  двухкорпусное судно или пирога с балансиром, чем является катамаран на самом деле.

Впрочем, история знает немало подобных ошибок, однако для нас важно другое —именно благодаря таким судам древние жители Полинезии сумели освоить Тихий океан и расселиться  на  островах  Океании. каждом месте островитяне строили эти устойчивые на волне пироги (рис, 5 б  )  по-разному,  но привычному  глазу  различить их было так же легко, как, скажем, вам отличить «Ниву» от «Жигулей».

Вот, например, один из наиболее известных катамаранов Микронезии— летучее проа с Ландронских островов. Имея в длину 30 м и более, с ткаными, наподобие циновок, парусами, это судно, широко применявшееся в качестве почтового, развивало при попутном ветре скорость до 20 узлов (около 37 км/ч) и буквально летело над волнами, обгоняя даже почтовые пакетботы (так в старину называли почтовые паровые суда).

Интересно, что главный корпус проа имел асимметричные обводы, а его наиболее выпуклый борт был обращен в наветренную сторону. В качестве аутригера — бревна-противовеса — использовался ствол дерева, имеющего значительную массу и небольшой запас плавучести. Летучие проа всегда ходили, имея аутригер с наветренной стороны, поскольку, окажись он с подветра, даже легкого порыва будет достаточно, чтобы бревно-поплавок погрузилось в воду, а судно опрокинулось. Управление проа было сложным, требовало навыка и большого экипажа, который, перемещаясь по поперечным балкам аутригера, откренивал судно так, чтобы поплавок летал над водой совсем близко от ее поверхности (отсюда и пошло название «летучее проа»).

Отличные Мореходные качества летучих проа в последнее время вновь привлекли внимание судостроителей. Построено несколько спортивных высокоскоростных парусников этого типа, в том числе и на подводных крыльях. Однако многие считают, что проа на подводных крыльях представляют интерес не только  как  спортивные  суда.  Есть Предложения использовать их в качестве  быстроходных  круизных  судов непродолжительных рейсах в районах с устойчивыми ветрами (рис  5, д). Такие суда  могли  бы тать отличным местом для отдыха и может  быть  именно нам доведется в будущем не только плавать на них, но и строить, в который  раз  подтверждая  поговорку о том, что все новое — это хорошо забытое старое.

Ну,  а  пока  попробуем  сделать модель летучего проа, используя для этого кусок сосновой коры. Внешний вид модели  и  последовательность изготовления  ее  основной  части корпуса показана на рисунках 6—7.

Лодки-пироги типа проа отличались большой длиной при небольшой ширине и связи с чем кусок коры для изготовления пиления корпуса модели в масштабе примерно 1:100 должен быть достаточно длинным,  около  300мм, но не  очень  толстым — примерно 20.....30 мм.

Вырежьте из куска коры 1 прямоугольную заготовку  2, разметьте ее, обозначив корпус, после чего обработайте  ножом  и  шлифовальной шкуркой до получения необходимых обводов 3. В связи с тем что корпус у проа с одного борта практически плоский, изготовить его проще, чем Симметричные корпуса других судомоделей. Хороший эффект при обработке не  только  коры,  но  и  древесины  вообще получается при использовании  шлифовальной  колодки-бруска с наклеенной на него шлифовальной шкуркой. Специфическим приемом обработки коры трением ее об асфальт, что не хуже шлифовальной шкурки и любого напильника  сглаживает все неровности. Обработанный  снаружи  корпус нужно выдолбить изнутри. Поскольку он очень узкий, использовать для этого лучше всего самодельную стамеску либо заточенное и привязанное к деревянной ручке ученическое перо 8. Долбление можно заменить выжиганием, как это делали древние судостроители. Вот только вместо раскаленных камней, которыми они пользовались, можно взять электровыжигатель 4. Проводить эту операцию надо на открытом воздухе или в условиях хорошей вентиляции. Выжигание предпочтительнее долбления прежде всего потому, что позволяет в наибольшей степени воспроизвести на модели характерные для ее прототипа следы изготовления.

Мачту длиной 160 мм и два рея 260 и 250 мм, так же как и балки крепления 5 противовеса-аутригера по 105 мм каждая, сделайте из реек. Прежде чем установить их на место и связать, пропитайте их морилкой для дерева или крепким раствором перманганата калия (марганцовки) и покройте несколько раз лаком. Точно так же поступите с корпусом модели и противовесом-аутригером 6, который также делается из сосновой коры.

Соединив все эти детали при помощи ниток и клея, еще раз покройте всю конструкцию лаком или клеем БФ-2 и отложите на время — пусть как следует высохнет. Тем временем займитесь парусом. Сделать его можно из бумаги, предварительно разрисовав ее черной тушью или наклеив вырезанные из цветной бумаги зубчатые узоры. Однако гораздо интереснее использовать для этих целей засушенные листья, которые следует хорошенько разгладить под прессом. Это могут быть, например, листья кукурузы. После обработки они легко режутся на ровные полосы и склеиваются. Если их нет под руками, не отчаивайтесь. Даже грубые, толстые листья домашнего фикуса, если их достаточно долго сушить под прессом, переложив старыми газетами, приобретают красивый цвет и становятся тонкими, как бумага.

Итак, парус — трапециевидный или треугольный — вырежьте из нескольких склеенных друг с другом полосок сушеного листа, раскрасьте бело-черными зубцами и, обязательно покрыв лаком, пришейте нитками к реям.

Остается украсить модель яркими флажками, вымпелами из кусочков тонкой материи, полосок цветной бумаги или связанных пучками ниток 7, а также натянуть такелаж из ниток коричневого цвета, имитирующих канаты из луба.

Аккуратно выполненная модель смотрится очень эффектно, отлично держится на воде и ходит под ветром.



Оценить статью:(242)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама