О судомоделировании

Немного истории о первых плавательных средствах и о том какие инструменты и материалы могут понадобиться для моделирования кораблей и лодок.

Судомоделизм по праву является одним из популярных технических видов спорта как у нас в стране, так и за рубежом. Каких только моделей не строят юные корабелы и взрослые моделисты-спортсмены: самоходные, радиоуправляемые, гоночные, модели-копии, в том числе и настольные,— всех не перечислить. Да вот беда, далеко не каждому изготовление таких моделей доступно — нужны сложные расчеты, умение работать по чертежам, с разными материалами.

В этом разделе приведено описание моделей судов, сделать которые можно буквально «на глазок», пользуясь только рисунком или простейшей схемой, из подручных материалов и бытовых отходов. Конструкции плавучих средств самые разнообразные — от плота до современных судов-катамаранов. Подобраны они так, чтобы познакомить вас с прошлым, настоящим и будущим судостроения и мореплавания. Часть моделей стендовые — они украсят вашу книжную полку, другие могут использоваться для игр и проведения различных экспериментов. Через океан втроем, с попугаем и котом...

Кто из вас не мечтает о далеких морских путешествиях, соленых брызгах океанской волны, героической борьбе со стихией! Конечно, все это по плечу только очень мужественным, выносливым, волевым людям. Одним из тех, кто в полной мере изведал романтику далеких морских странствий, был Уильям Уиллис. Дважды — в шестидесятилетнем и семидесятилетнем возрасте — отправлялся он в одиночку на плоту, чтобы пересечь Тихий океан, а на семьдесят пятом году жизни трижды бросал вызов бурной Атлантике.

Свое первое путешествие Уильям Уиллис осуществил в 1908 г., нанявшись юнгой на парусное судно. Было ему тогда 15 лет. Куда только не бросала жизнь этого удивительного человека: охотник на Аляске, лесоруб, фельдшер, рабочий-металлист, докер, дорожный обходчик, автор нескольких поэтических сборников, мореплаватель.  Огромное трудолюбие, мужество, упорство и необычайная  скромность  отличали  его.
Поставив перед собой задачу повторить плавание отважного норвежского ученого и мореплавателя Гура Хейердала, совершенное в 1947 г. на плоту «Кон-Тики» с экипажем из шести человек, Уиллис решил oтправиться к далеким островам Центральной части Тихого океана II одиночку! Убедив друзей и близких в том, что возраст не помеха, он соорудил плот из больших бревен наилегчайшего тропического дерева - бальзы и вышел на нем в океан.

Полное опасностей и приключений плавание, начавшееся 24 июня 1954 г. и продолжавшееся 115 дней, разделили с отважным путешественником кошка Мики и попугай Экки. За это время «Семь маленьких сестер» (так был назван плот по числу оставляющих его бревен) прошел Над пучиной океана 6700 морских миль. Пресса назвала эту экспедицию самым замечательным путешествием века, а Уиллиса — самым крупным из мореплавателей-одиночек Жители островов присвоили ему почётное звание Капитана Больших Морей, а плот выставили перед правительственным зданием для обозрения.

Чтобы получить представление о плоте, на котором было совершено столь необычайное путешествие, попробуем изготовить его модель. Конструкция плота настолько проста, что даже те из вас, кто не имеет опыта  работы  с  моделями,  могут быстро и хорошо ее сделать. Старайтесь, работать аккуратно — это не только обеспечит модели высокое качество, но и избавит вас от лишнею мусора, что особенно важно, если вы работаете дома.

Основные рабочие инструменты для постройки этой модели — острый нож и металлическая линейка. Тем, у кого нет ножа, можно посоветовать работать лобзиком или шлицовкой (небольшой пилкой с ручкой). Из материалов понадобятся картон, например тот, который используется для уроков труда в начальных классах, цветная бумага, сосновые рейки, солома. Пригодятся и древки от пришедших в негодность праздничных флажков. Однако главным «строительным материалом» для нашей модели станет сосновая кора, которая с успехом заменит бальзу.

Для склеивания возьмите клей БФ-2, «Суперцемент», «Марс», «Момент-1». Если вы работаете в кружке или со взрослыми, можно использовать эпоксидные клеи ЭДП и ЭКФ- Клей ЭДП выпускается готовым к употреблению. Чаще всего используют клеи готового отверждения. Готовят их так: на 100 частей эпоксидной смолы ЭД-5 необходимо добавить 6,5 частей отвердителя. Клей надо готовить небольшими порциями, так как он быстро (через 40—75 мин) затвердевает и растворить его снова будет уже невозможно. Важно хорошо перемешать смолу с отвердителем.

Обращение с этим клеем требует особой осторожности, так как он ядовит, поэтому еще раз напоминаем: его можно использовать только в том случае, если в работе принимает участие кто-то из взрослых. Основные меры безопасности:
1 все операции по приготовлению и применению эпоксидных клеев производить в изолированном и хорошо  вентилируемом  помещении;
2 пыль после отработки отвержденных клеев тщательно убирать мокрой ветошью;
3 рабочие столы перед работой с эпоксидными клеями накрывать бумагой, которую после загрязнения удалять;
4 при работе пользоваться резиновыми перчатками, периодически мыть руки и лицо теплой водой и вытираться разовыми полотенцами;
5 брызги смолы, клея и отвердителя, попавшие на кожу, немедленно удалить марлевым тампоном, смоченным ацетоном, после чего промыть кожу мыльной водой;
6 прием пищи на месте работы запрещен.

Если у вас повышенная чувствительность кожи, работать с эпоксидными клеями нельзя.
Технология изготовления модели в масштабе примерно 1:50 показана на рисунке. Из собранных вокруг старых сосен кусков опавшей коры — с этим материалом, как правило, все вы уже знакомы,— с помощью ножа выстругайте сначала бруски квадратного сечения — заготовки «бревен», а затем и сами «бревна» длиной 200 мм и толщиной 17 мм
(рис. 1, а, б). Поверх склеенных между собой «бревен» уложите три поперечных «бревна» (на плоту Уиллиса они были из самого прочного мангрового дерева) из реек или древков от флажков и привяжите их суровыми нитками, имитирующими канаты (рис. 1, в).
Продольный настил из 12 «бревен» диаметром 10 мм и длиной 190 мм каждое также сделайте из коры, обработав их ножом, шлифовальной шкуркой и соединив при помощи клея (рис. 1, г).

Поверх бревенчатого настила приклейте, палубу-плетенку, которую можно собрать из проглаженных утюгом соломенных стеблей, переплетая их между собой, или, если это будет затруднительно, из тонких нарезанных из желтой бумаги полосок (рис. 1, д).
Для защиты от волн плот «Семь маленьких сестер» имел фальшборт (ограждение, предупреждающее от соскальзывания за борт). Свяжите его из «бревен» того же диаметра, что «бревна» продольного настила, и приклейте к палубе (рис. 1, е). Для крепления главной мачты в боковых «бревнах» ближе к носу сверлом или шилом проделайте отверстия. Кроме этого, в этих же боковых бревнах проколите шилом отверстия для кофельнагелей, которые служат на плоту для крепления всевозможных снастей. Сделать их можно из заостренных кусочков спичек (рис. 1, м).

Мачты для плота и бушприт .(наклонную мачту на носу судна) выстругайте из реек. При этом длина реек для главной А-образной мачты должна быть 190 мм, кормовой — 130 мм, бушприта (также А-образной формы) — по 90 мм. Поперечные крепления на мачту и бушприт лучше всего сделать из соломинок, также как и гик на задней мачте для растяжки нижнего края (шкаторины) паруса. Длина гика — 55 мм. Чтобы он мог вращаться вокруг мачты, его крепление выполните в виде полоски плотной бумаги, картона или жести, согнутой в виде скобки и примотанной к гику нитками (рис. 1, з).

Хижину (рис. 1, ж) нетрудно вырезать и склеить из картона или плотной  бумаги  и  оклеить  расщепленными вдоль соломинками или же расчерченной фломастером желтой бумагой.

Паруса можно сделать из кальки, окрашенной в светло-серый цвет слабым водным раствором черной туши или акварели. Прикрепите их на рее первой мачты и гике второй при помощи согнутых пополам бумажных полосок, которые оборачиваются вокруг рея, мачты или гика и смазываются клеем (рис. 1, н).

Кроме кальки, паруса можно сшить из батиста, поплина, тонкого перкаля или шелка. Их размеры и форму легко определить после того, как вы сделаете саму модель. Наверное, вам интересно будет узнать, что общая площадь парусов на плоту Уиллиса составляла 50 м2

Чтобы имитировать наполненный ветром парус из ткани, следует его хорошо накрахмалить и подвесить за четыре угла сушиться, насыпан в него сухой песок. Между песком и тканью необходимо проложит, целлофан или марлю — это позволили сохранить поверхность паруса чистой. Добиться естественно выпуклой формы парусов можно и другими способами. Например, растягивая их для просушки на поверхности больших банок или, сделав рамку и зафиксировав на ней парус, направить на него струю воздуха из пылесоса. В этом случае накрахмаленная поверхность высохнет за несколько минут, а форма паруса сохранится (рис. 2).

Из плотной бумаги и кусочков оструганной рейки, пользуясь резаком из бритвенного лезвия (рис. 1,о), сделайте штурвал (его диаметр 20 мм) и лебедку (рис. 1, к, л).
Теперь нужно установить такелаж — тросы и снасти для крепления мачт и парусов из суровых ниток коричневого или серого цвета. Если у вас есть только обычные катушечные нитки, с помощью нехитрого приспособления, показанного на рисунке 3, можно скрутить из них «канаты».

Готовую модель при помощи кисточки покройте лаком: мебельным, эмалитом или цапонлаком — и, если модель плавающая, испытайте ее на воде. В этом случае посредине плота закрепите между бревнами киль, сделанный из полоски фанеры длиной 100 и шириной 20 мм. Такая модель при хранении потребует пропростейшей подставки, настольную моими, без киля можно свободно ставить, на любую поверхность.
С моделью плота «Семь маленьких сестер» можно проводить интересные игры и даже соревнования, хороша она и в качестве сувенира. Можно подарить ее школе для использования в качестве наглядного пособия на различных уроках.
Только помните, что кору для изготовления модели следует собирать, а ни в коем случае не обламывать с деревьев, так как это наносит им большой вред!


Исходя  из  местных  условий

Научившись уже в глубокой древности искусству строительства плотов, наши предки далеко не везде МОГЛИ делать их из древесины. Там, где ее не хватало, использовали вместо стволов самые разнообразные и экзотические материалы. Так, в Древнем Двуречье, где мало лесов, основным  материалом  для  плотов служили жили шкуры животных. Осторожно снятые козьи или овечьи шкуры перевязывали у шеи и задних ног и надували воздухом — получались бурдюки, которые связывали вместе, иногда до ста штук сразу. Сверху на них укладывали деревянную решетку, которая и служила палубой. В Индии, где много крупного рогатого скота, бурдюки делали из воловьих шкур, на западном побережье Южной Америки — из тюленьих иногда на таких плотах поднимали даже парус.
Подвижность, гибкость, относительно большая грузоподъемность при малой осадке — вот преимущества на таких плотов. Использовали их для переправы через реки и плавания на большие расстояния вниз по течению. Вот только для путешествия по морю эти плоты оказались совершенно непригодными — морские волны их легко опрокидывают.
Заметив, что шкуры не тонут в воде потому, что они наполнены воздухом, люди стали использовать для строительства плотов самые разнообразные наполненные воздухом герметически закупоренные емкости. Например, глиняные кувшины. В некоторых районах Индии из них собирали плоты (обычно девять кувшинов, соединенных по три в ряд и связанных прочной решеткой из бамбука). На них отваживались путешествовать, конечно, только по внутренним водным путям — рекам и озерам.

У жителей Мексики, Никарагуа и Перу в ходу были плоты из тыкв. Высушенные плоды крепко связывали ивовыми прутьями подобно тому, как плетут сети, или насаживали их на бамбуковые палки. Получалась несущая поверхность, на которую сверху набрасывали связки травы, камыша или веток.

Сделать модель этого интересного плавучего устройства вы можете, используя сушеные коробочки мака. Если их покрасить в желтый цвет масляной или нитрокраской, получатся отличные тыквы в миниатюре. Подготовив 6, 9 или 12 таких «тыкв» (рис. 4, а, б)
 (их количество зависит от задуманных размеров плота), сделайте две решетки (рис. 4, в), скрепляющие их. Для решеток подойдут сухие ивовые прутья, а также обрезанные осенью стебли от плодоносившей малины. Решетки должны быть одинаковыми по размерам и связаны так, чтобы в их ячейках могли свободно размещаться «тыквы».
Поместив между решетками «тыквы» и связав суровыми нитками или тонкой бечёвкой верхнюю решётку с нижней, установите палубный настил (рис. 4, г). Проще всего сделать его из связанных между собой тонких прутьев или соломинок, через которые при помощи иголки продерните нитки. Приклейте его к остову плота, а затем покроёте всю модель нитролаком или, или клеем БФ-2.



Оценить статью:(251)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама