Маркировка самолетов

Статья о том, какие символы наносились на самолеты времен великой отечественной войны и ранее.

Большое значение при изготовлении и окраске сборных моделей самолетов имеет воспроизведение их внешних индивидуальных особенностей, нанесение характерной окраски, различных нестандартных знаков, имеющих шутливый или устрашающий характер. Обычай этот пришел к нам из глубины веков, когда богато отделанные доспехи говорили об особых заслугах или знатности владельцев. Награждали заслуженных, доблестных воинов и искусно украшенным, почетным оружием.

Вот почему, когда над опутанными колючей проволокой полями первой мировой войны родилась боевая авиация, многим летчикам, проявившим в воздухе свою смелость и мужество, захотелось как-то выделить свои машины оригинальной раскраской или выразительной эмблемой.

В авиации многих воюющих государств право на такую окраску получал пилот, одержавший пять или более побед. Выигрыш в воздушной схватке во многом, как тогда представлялось, определялся элементами удачи, риска, умения — как в карточной игре, весьма популярной среди офицеров   того   времени.   Неудивительно, что изображение на самолетах главной карты — туза получило наибольшее распространение. Летчиков, сбивших пять самолетов противника, стали называть асами (от французского «ас» — значит «туз»).

Яркая затейливая окраска самолета, порой противоречащая принципам маскировки, стала с тех времен одним из неотъемлемых атрибутов аса. Можно ли упрекать в тщеславии мастеров рискованных воздушных поединков? Необходимость в яркой окраске мотивировалась по-разному. Например, тем, что для ведомых такой самолет лучше различим «в сутолоке» группового воздушного боя. В других случаях утверждалось, что броская окраска или устрашающая эмблема еще до начала боя психологически воздействовала на противника, сковывая волю, порождая неуверенность в действиях.
Во время второй мировой войны к традиционным элементам окраски на самолетах асов добавилось обозначение числа сбитых самолетов противника. Начало этому было положено в Испании.

Советские летчики обозначали воздушные победы звездочками красного, желтого, белого, голубого цветов (рис. 5, 5). Рисовали их на фюзеляже в носовой части или на пилотской кабине, а иногда на вертикальном оперении. Победа, одержанная лично, часто обозначалась одним цветом, к примеру красным, а сбитые в группе другим — голубым и т.п. В других случаях число сбитых машин обозначалось цифрой, как на самолете дважды Героя Советского Союза С. Луганского (рис. 5, 18).

В США, Великобритании, Японии каждый успех в бою отмечался изображением  опознавательного  знака или государственного флага противника. Причем самолет, сбитый лично, обозначался целым знаком, а в группе — половиной (рис. 5, 6—7) или четвертью знака. В случае, если пилот не желал, чтобы на его самолете присутствовали символы врага, он обозначал победы литерой «V» — «Виктория» (рис. 5, 6).

В Германии сбитые самолеты обозначались небольшим вытянутым вертикально прямоугольником — «маркой» (рис. 5, 8). Рисовали марку большей частью на руле поворота. Иногда в ней помещали изображение опознавательного знака государственной принадлежности сбитого самолета, его тип и дату (рис. 5, 9). В некоторых странах рисовали маленькие силуэты уничтоженной техники: самолета, аэростата, корабля.

При всем, казалось бы, разнообразии индивидуальной окраски самолетов можно выделить основные типы составляющих ее элементов. Одним из первых в ряду «типовых» элементов шли, как уже говорилось, изображения тузов разных мастей. С тузом пик на борту фюзеляжа летал на «Сопвиче» красвоенлет— ас гражданской войны Г. Сапожников (рис. 5, 2). В годы Великой Отечественной войны тузы были нарисованы на капоте самолета Ла —5 Героя Советского Союза А. Павлова (рис. 5, 16), на фюзеляже ЛаГГ-3 черноморского аса Ю. Шилова (рис. 5, 15), а также на многих других самолетах, обычно в сочетании с иными элементами.

Весьма распространенными были аллегорические рисунки, чаще изображавшие животных (зверей, птиц), что можно проиллюстрировать самолетами Героев Советского Союза М. Авдеева (рис. 5. 12), В. Покровского (рис. 5, 13), В. Сиротина (рис. 5, 14). На самолетах союзников в годы второй мировой войны эмблемами часто служили рисунки забавных и симпатичных диснеевских зверюшек. Пример тому — самолет американца Мак. Кеннона (рис. 5, 22). Сам Уолт Дисней в годы войны выполнял работы по заказу военного ведомства, создавая эмблемы для различных подразделений американских ВВС.

Часто эмблемы носили устрашающий характер, например, череп со скрещенными костями — на самолете русского летчика штабс-капитана Казакова (рис. 5, 4), дракон — на истребителе Як—9 В. Гугрид-зе (рис. 5, 11), зубастая пасть (рис. 5, 17)—на самолете Героя Советского Союза Г. Костылева, отважного защитника ленинградского неба. На «Ньюпоре» известного французского аса первой мировой войны Нунгессера была целая композиция, включавшая в себя черный туз, череп с костями, гроб, зажженные свечи.

На самолетах советских летчиков весьма популярны были различные символические изображения, например стрелы и молнии, или стилизованные изображения птичьего крыла в различных вариациях — самолет Героя Советского Союза С. Маковского (рис. 5, 10).

Часто эмблемами были изображения флагов, вымпелов. На самолете с красным вымпелом и надписью «За ВКП(б)» летал в тридцатые годы герой гражданской войны комкор И. Павлов (рис. 5, 3). Фюзеляж самолета наиболее удачливого французского аса второй мировой войны Ле Глона пересекала трехцветная лента, символизирующая национальный флаг Франции (рис. 5, 20).

Весьма   эффектной   и,   главное, доступной даже для живописца средней руки стала окраска всего самолета или какой-то его части — обычно капота или вертикального оперения — яркой контрастной краской. Самолет известного германского аса первой мировой войны барона фон Рихтгофена был красным (рис. 5, 1). Пилота так и называли «красный барон».

В годы между двумя мировыми войнами на красных самолетах или с окрашенными в красный цвет капотами летали многие командиры авиационных частей и соединений Красной Армии. По предвоенным воздушным праздникам широко известна знаменитая пилотажная группа «Красная пятерка».

На самолете Ла-7 трижды Героя Советского Союза И. Кожедуба выкрашенный в красный цвет капот был знаком принадлежности к 176-му гвардейскому истребительному авиационному полку «охотников».

Еще один способ обозначения иллюстрирует самолет английского аса Королевских ВВС Джона Е. Джонсона (рис. 5, 19). На борту его «Спитфайера» нанесены инициалы J.E. вместо буквенного кода подразделения, как того требовала инструкция. На «Фоккере» германского аса Кемпфа, кроме буквы «К», на фюзеляже написана его фамилия KEMPF крупными белыми буквами во все верхнее крыло.

Среди летчиков американских ВВС несомненно наиболее популярным было изображение акульей пасти и различных фигур людей и животных (рис. 5, 21).

Кроме индивидуальных обозначений и эмблем, свои эмблемы и отличительные знаки имели целые эскадрильи, полки и более крупные соединения. Например, знаменитая «Крылатая звезда» на капотах самолетов истребительного корпуса генерала Е. Савицкого.
Свои эмблемы и гербы были у всех частей и подразделений люфтваффе. Имели условные обозначения и самолеты командного состава. Вместе с индивидуальными эмблемами немецкие самолеты в годы второй мировой войны выглядели довольно пестро. Правда, к 1945 г. они заметно «полиняли». Исчезли красочные эмблемы и обозначения, даже опознавательные черно-белые кресты стали менее контрастными. Их рисовали только черным либо белым цветом.

Надо сказать, что яркая, пестрая окраска машины с индивидуальной эмблемой привлекала к самолету внимание противника. За таким самолетом устраивалась настоящая охота. В этой ситуации более надежной оказывалась стандартная маскировочная окраска без каких-либо излишеств, но даже в суровых условиях 1941 г. на многих советских самолетах делали крупные заметные надписи-призывы: «За Родину», «Смерть фашистским оккупантам», «За ВКП(б)» и другие. Истребитель И-16 знаменитого североморского аса, первого в Великой Отечественной войне удостоившегося звания дважды Героя Советского Союза, Б. Сафонова имел на своем борту белую  надпись  «За  СССР».

На многих советских самолетах в годы войны делали дарственные надписи (рис. 5, 18). Эти машины, приобретенные на личные средства трудящихся, вручались, как правило, лучшим летчикам, что было наглядным свидетельством единства народа и армии, фронта и тыла.

Давно ушли на заслуженный отдых прославленные асы Великой Отечественной войны. Современные летчики летают на самолетах, окраска и обозначение которых строго регламентированы, но и сейчас на аэродромах можно встретить самолеты, отличающиеся от других крупной надписью «Отличный» или пятиугольной эмблемой. Маленькими красными звездочками на фюзеляже теперь отмечают удачные ракетные пуски и поражение учебных мишеней.

Яркая окраска сохранилась на самолетах пилотажных групп — непременных участников воздушных парадов. А индивидуальные эмблемы перекочевали на борта фюзеляжей спортивных машин — победителей международных соревнований и чемпионатов.

Эмблемы самолетов во время второй мировой войны. 



Оценить статью:(255)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама