Моделирование

Реклама

RC тренер

Радиоуправляемая модель самолёта для первоначального обучения



Предлагаю Вашему вниманию радиоуправляемую модель самолёта для первоначального обучения. Основными принципами проектирования модели были: минимальная стоимость, простота конструкции, хорошие лётные качества. Думаю, этот агрегат и есть та «золотая середина», которая поможет подняться в небо тем, кто заболел RC авиамоделизмом. Знаю пример, когда потратив немалые деньги на приобретение западных учебок типа «Кальмато», человек терял время, а на моём самолете смог осуществить свою мечту—поднять в небо модель самолёта. Вот на такую категорию заинтересованных людей, а также на мальчишек, занимающихся в авиамодельных кружках, и рассчитана моя разработка. Первый опытный экземпляр полетел в 2009 году



а его предок с контурным фюзеляжем — месяцем раньше





В текущем учебном году моими учениками построен десяток таких самолётов.







Качество постройки разное: у мальчишек постарше самолёты получились вполне культурные, а вот у других — не очень. Уверен, все эти модели будут доведены до ума и на них мои пионеры сделают свои первые шаги в радиоуправляемую авиацию, а может (кто заранее знает?) и в большую.

Большой ВПП для такого самолёта не требуется - короткий разбег и самолёт в небе.



Эксплуатировалась модель на разных по качеству площадках, от бетона до рыхлого (как в песочнице) грунта. Взлётно-посадочные характеристики замечательные (для моделей с хвостовой опорой!). Не раз срабатывала в полёте отсечка, модель уверенно планирует и делает развороты даже на 180 градусов (если, конечно, есть запас по высоте) без значительного снижения, позволяя пилоту благополучно посадить модель в пределах площадки. В конце прошлого сезона опробован вариант с размахом крыла 1560 мм!



Бороться с ветром трудно, но в тихую погоду полёт в полгаза и неторопливые эволюции самолёта доставят даже начинающему пилоту удовольствие. К новому сезону построена пара агрегатов с размахом 1800 мм. Рекомендуем!



Низкоплан ничем не отличается от верхнеплана (кроме, конечно, расположения крыла)





На полётах особых различий в поведении моделей в небе, честно говоря, я не заметил. Знаю, есть приверженцы как низкопланов, так и верхнепланов, в общем, это дело вкуса, поэтому предлагаю оба варианта (вроде как хочу угодить и тем и другим), а вот получилось это у меня или нет — судить Вам. Да, вот ещё одна особенность наших моделей—вся система управления и регулятор снаружи! С точки зрения аэродинамики—чистый бред, с точки зрения простоты постройки и регулировки—просто песня (не будем забывать - самолётик-то—учебный!). К тому же хороший обдув регулятора никому ещё не повредил.

Предлагаемый вариант модели первоначально не имел руля направления



дай бог справиться в полёте с рулём высоты и газом! Хвостовая опора была управляемая, надо же как то рулить при взлёте-посадке. Однако после первых же полётов пришлось установить и руль направления, без него триммировать самолёт по направлению просто невозможно. И так, ближе к делу.

На постройку пошла бальза сорта Стандарт, она более тяжёлая, чем Премиум, но и более прочная, что очень важно для учебки (сколь кустов не удалось облететь, а встреча модели с пролетающей планетой по имени Земля на первых самостоятельных посадках—иногда с хрустом и скрежетом!)



Постройку по традиции начинаем с изготовления двух шаблонов для нервюр крыла (стеклотекстолит или фанера). Профиль крыла Кларк У-12% хорда 160 мм. Нарезаем прямоугольные заготовки из двухмиллиметровой бальзы (трёшка тоже приемлема) и по шаблону засверливаем отверстия под штыри диаметром 4 мм. Собрав пакет нервюр с шаблонами, начерно состругиваем острым ножом излишек, оставляя немного материала для чистовой обработки шлифовалкой (бруском с наждачной бумагой). Аналогичным образом делаем полунервюры. После чистовой обработки пакета выбираем ножом и надфилем пазы для реек лонжерона и передней кромки. Теперь можно собирать крыло на стапеле. В моём кружке стапелем служит ступенька для лестницы из переклея сосновых брусков (можно купить в магазине стройматериалов). Закрепляем канцелярскими булавками на сборочном чертеже нижнюю полку лонжерона (сосна 8х3 мм) и начинаем приклеивать к ней нервюры с интервалом 60 мм. Для сборки всей модели применяем клей для древесины Titebond 2 (синяя этикетка) производства США (что-то вроде нашего ПВА только гораздо лучше по всем параметрам). Через полчаса приклеиваем верхнюю полку лонжерона (сосна 8х3 мм), контролируя строгую вертикальность нервюр угольником. Далее ставим заднюю кромку (сосна 8х3 мм) встык к нервюрам (без всяких пазов) и косынки (катеты 20х20 мм) из оставшихся обрезков бальзы-двушки.

Осталось приклеить переднюю кромку (сосна 5х5 мм)



с помощью банковских резинок и бамбуковых шпажек для шашлыка (далее—бамбучин). Монтажом полунервюр и двусторонней зашивкой лонжерона бальзой-двушкой работа с крылом на стапеле закончена. Повторяем все действия для сборки второго крыла (у нашего самолёта два крыла, не так ли?). С помощью шаблонов обтачиваем корневые части кромок и лонжерона шлифовалкой для установки крыльев под углом 4 градуса каждое.



Для соединения консолей выпиливаем вставки из фанеры 4 мм в лонжерон, из бальзы-трёшки для зашивки центральной части лонжерона, из фанеры 1,5 мм для задней и передней кромок (подойдут сосновые рейки той же толщины).



Вставляем центральную нервюру и зашиваем центральную часть крыла миллиметровым картоном или бальзой.



Закругляем переднюю кромку под профиль. Монтируем ложементы для рулевых машинок и приклеиваем законцовки (бальза 5 мм). Крылья готовы к обтяжке! Второй вариант крыла, менее доступный по трудоёмкости мальчишкам, с задней кромкой из двух пластин бальзы (сечением 2х20 мм), без косынок.



Для сборки фюзеляжа необходимо всего три шпангоута: первый 60х60 мм (строительная 4 мм фанера или бальза 5мм), причём во втором и третьем (60х70мм) делаем отверстия диаметром 20 мм для удлинителей рулевых машинок. На фюзеляж пойдёт 3 мм бальза (был вариант из двушки —вполне нормально самолёт служил два сезона). Вырезаем по чертежу боковины, предварительно вырезав окна под рульмашинки, и вклеиваем рейки для саморезов. Собираем каркас на стапеле (не забывая про прямые углы между шпангоутами и боковинами!)





После просушки клея приклеиваем верхнюю часть обшивки фюзеляжа от второго до третьего шпангоута и только после этого прищепкой соединяем обе половинки хвостовой части и, естественно, склеиваем.



Фюзеляж принял нужную форму, монтируем оставшуюся часть обшивки и две детали из строительной фанерки для крепления стоек шасси (стойки из 2-х мм дюраля).



На передний шпангоут клеим фанерную накладку и подкрепляем этот бутерброд из первого шпангоута и накладки внутри аккумуляторного отсека рейками треугольного сечения. Хвостовое оперение—бальза 3 мм, к задней кромке стабилизатора обязательно клеим сосновую рейку (сосна 8х3 мм).



Основание киля укрепляем рейками треугольного сечения. На рулях в местах установки кабанчиков клеим с двух сторон каждого руля картонные накладки.



Элероны из бальзы 3 мм. Для низкоплана под крыло делаем вырезы в боковинах фюзеляжа. Крыло крепится к фюзеляжу резиновыми кольцами за бамбучины. Подобное крепление более предпочтительно для учебного самолёта (доказано временем и многочисленными примерами). Задняя стойка (как и торсион руля высоты) из спицы от списанного зонтика диаметром по внутреннему диаметру трубки, а сама трубка у нас медная внешним диаметром 3 мм (из наборов советского производства для пайки модельных бачков). К фюзеляжу трубка крепится полоской стеклоткани на циакрине. Аналогичные трубки вклеиваем в рули под торсион. Все поверхности модели, не закрытые плёнкой, пропитаны тремя слоями мебельного бесцветного лака на водной основе и прошлифованы мелкой шкуркой. Крышка аккумуляторного отсека крепится двумя саморезами к предварительно вклеенным в фюзеляж рейкам.

Устанавливать или нет имитацию кабины пилота (козырёк и заголовник) - решать Вам. Для придания благородного вида самолёту применяем самоклейку Оракал.



Для первоначальных полётов достаточно БК моторчика мощностью 250 Вт и LiPo аккумулятора 1750 мАч, рулевые машинки микро- с усилием от 1,8 кг. После прохождения первого этапа обучения рекомендованная мотоустановка 300-350 Вт с соответствующим регулятором, аккумуляторный отсек вмещает LiPo до 3000 мАч. В таком варианте модель крутит пилотаж (однако с Экстрой прошу не сравнивать). Центровка в обоих вариантах приемлемая - между передней кромкой и лонжероном. Вес модели в первом варианте 870 гр.

11 сентября 2011 года в Магадане состоялись первые соревнования авиамоделистов-школьников в классе радиоуправляемых моделей самолётов.







Педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества города Магадана
Козин Владимир Викторович


Оценить статью:(201)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама