Моделирование

Реклама

Авиамодели для отдыха

Статья посвящена моделям которые можно запускать в небо разными способами

Давно известно, что даже самая любимая работа становится постепенно утомительной и рискует сделаться скучной, а это непременно скажется на ее качестве. Поэтому надо время от времени менять объекты приложения своего труда. Это целиком и полностью относится и к изготовлению   настольных   моделей.

Модели «для отдыха» моделистов-копиистов могут быть весьма разнообразны. Прежде всего это свободно летающие модели из бумаги. Такие модели могут запускаться непосредственно с рук, а для достижения наибольшей дальности полета поперечное сечение их фюзеляжа делается меньше, чем у самолета-прототипа.

Простейшая модель этого типа показана на рисунке 12. Это летающая схематическая модель учебного планера БРО-11 в масштабе 1:50. Чтобы ее сделать, детали модели перенесите на плотную бумагу или картон толщиной 0,5 мм, вырежьте и склейте.

 

Чтобы она хорошо летала, носовую часть утяжелите скрепкой для бумаги.

Такую модель можно запустить с рук, однако для запуска схематических моделей самолетов можно использовать и простейшую катапульту в виде рогатки. Так называемые «метательные» модели обладают гораздо большей дальностью полета, а в изготовлении столь же несложны. Например, модель англо-французского пассажирского сверхзвукового самолета «Конкорд» (рис. 13) вырезается из картона толщиной 1 мм (место, где вклеивается крыло, следует усилить дополнительными накладками так же, как и носовую часть) и вместо окраски целиком оклеивается глянцевой цветной бумагой. Стартовый крючок в носовой части делается из проволоки, а задние кромки крыльев должны быть перед запуском отогнуты немного вверх. Поскольку модель летит с большой скоростью, нужно позаботиться о том, чтобы при запусках она не попала в людей.

Чтобы полет был устойчивым, даже бумажная модель должна иметь определенную центровку: центр тяжести ЦТ должен совпасть с центром давления крыла ЦД или быть несколько впереди него (центром давления крыла называется точка    приложения    аэродинамической силы).

У прямоугольного профилированного крыла ЦД находится примерно на первой четверти ширины крыла. У простых бумажных моделей профиль крыла, как правило, очень тонкий либо вообще плоский. У таких крыльев ЦД находится в геометрическом центре площади. У прямоугольных крыльев центр площади находится на пересечении его диагоналей. ЦТ и ЦД крыла определяют, уравновесив его на ребре линейки, причем точка пересечения с линией, проведенной посередине крыла, и есть искомый центр. Чтобы облегчить себе эту операцию, шаблон крыла для нее нужно вырезать из плотного картона.

У простейших свободнолетающих моделей нет двигателя, и силу тяги, движущую модель вперед, создает ее собственный вес. Для повышения инерционности модели в фюзеляж ее вклеивают груз, вырезанный из фанеры или нескольких слоев плотного картона. Наличие груза в носовой части фюзеляжа обеспечивает достаточную устойчивость модели в полете.

Зная ЦТ и ЦД модели, подбирают правильное положение крыла. У моделей, летающих с большими скоростями, ЦТ должен быть впереди ЦД, а у свободно планирующих — совпадать.

Метательные модели можно сделать с объемным фюзеляжем, взяв за образец один из современных реактивных самолетов. Вот несколько интересных сведений о них. Если  в середине 40-х годов мы гордились реактивными истребителями МиГ-9 и Як-15, развивавшими скорость более 900 км/ч, то уже в октябре 1958 г. летчик-испытатель Г. К. Мосолов разогнал самолет Е-166 (вариант известного истребителя МиГ-21) до 2388 км/ч, а летчик-испытатель А. В. Федотов в 1962 г. установил мировой рекорд скорости, достигнув 3000 км/ч. Нетрудно рассчитать, что самолет Федотова мчался на 100 м/с быстрее пули, выпущенной из автомата Калашникова...

Достаточно быстро летит и устойчиво планирует модель этого самолета с корпусом из обыкновенной бумажной трубки длиной 250... 300 мм (рис. 14), которую мы предлагаем вам сделать. Крылья, аэродинамические   гребни   и   стабилизатор — все эти детали вырежьте из картона толщиной 0,5 мм. Из бумаги или пенопласта сделайте детали гаргрота (обтекателя позади кабины). Конус сопла — обыкновенное бумажное колечко, вот только для конуса воздухозаборника лучше всего взять древесину. Чтобы воздухозаборник прочнее держался в корпусе, оклейте его один раз бумагой и установите на стойках из толстого картона. Стартовый крючок нужно выпилить из фанеры и приклеить к конусу воздухозаборника через прорезь в нижней части фюзеляжа.

Подгибая плоскости крыла и оперения, добейтесь устойчивого полета модели, после чего окрасьте ее «серебрянкой», причем в данном случае подойдет и та краска, которая продается в хозяйственных магазинах.

Интересно поэкспериментировать с подобной моделью, оснастив ее, скажем, весьма оригинальным «косым» крылом (рис. 15, а). В чем суть этой схемы? По мнению ряда авиационных специалистов, такое крыло обеспечивает самолетам те же преимущества, что и крыло с изменяемой стреловидностью (рис. 15, б), и, кроме того, позволяет снизить лобовое сопротивление и массу летательного аппарата. Конечно, есть и у этой схемы недостатки, но для модели такое крыло сделать проще, чем какой-нибудь другой конструкции. Для того чтобы переделать модель истребителя Е-166 в самолет с «косым» крылом, большой доработки не потребуется. Прежде всего гаргрот в районе вращения крыла должен быть плоским (рис. 15, в). Несколько большее крыло с треугольным удлинением должно крепиться к фюзеляжу на прочном шарнире из полистироловой вязальной спицы и фиксироваться двумя шпонками из проволоки при прямом и «косом» положениях для полета Все остальные детали модели в переделке не нуждаются.

Изготовив модель, проведите ее испытания. Возможно, их результаты вас в чем-то не удовлетворят, тогда попробуйте взяться за дело еще раз и выяснить, что надо сделать, чтобы добиться устойчивого полета.

 



Оценить статью:(181)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама