Смолет с микромотором

Модель самолета снабженного микромотором

Автор А. ДАРЬИН

Если бы в знаменитой книге Гиннеса регистрировались рекорды простоты и технологичности, представляемая сегодня вашему вниманию модель была бы первой претенденткой на такой рекорд. Особенно привлекательна она для юных спортсменок. Эта модель — «бойцовка» с двигателем рабочим объемом 1,5 см3. Л все, что понадобится для изготовления ее каркаса, — чуть больше пяти метров сосновых реек сечением 3 на12 мм. Их легко напилить на станке «Умелые руки». Вес реек — около 100 г. Значит, при относительно большой площади крыла (21 дм2) нетрудно добиться малой удельной нагрузки и хорошей маневренности.



Непривычно выглядит передняя кромка-лонжерон с уголками-нервюрами (этот Элемент собирается первым). На множестве промежуточных отработочных образцов удалось найти именно такую, оптимальную схему основного элемента каркаса «полуторки». Плохая аэродинамика профиля! Летные испытания этого не подтверждают. Зато попробуйте поручить мальчишке изготовить такую кромку не с уголками-нервюрами, а с заполнением угла пенопластом! Клея на это дело пойдет не меньше, чем весит весь каркас. Можно было бы выстругать цельную мощную рейку! Да, можно, если бы не поправки на неумелость тех же мальчишечьих рук — у ребят, как показала практика, крылья с цельными кромками никогда не имеют симметричного профиля по самой важной части — носику. Предлагаемый же вариант кромки легко поддается сборке (как и все остальные узлы — на эпоксидной смоле), имеет малый вес и достаточно прочен. Причем полезно заранее подготовить большое количество Т-образных заготовок. Часть из них пойдет на законцовки.

Сборка плоского каркаса ведется на розной доске или столе, затянутом ненужным куском лавсановой пленки с подложенным под нее чертежом в натуральную величину. Все стыки подгоняются как можно тщательнее, смолу наносят только после внимательного контроля качества взаимной подгонки деталей. После отверждения клея монтируются подмоторные элементы и части системы управления, острые углы кромок слегка скругляются, и каркас подготавливается к обтяжке.

Сначала пленка накладывается на нижнюю часть крыла, потом — на верхнюю. Для приварки пленки используют утюг, разогретый до минимальной температуры. Им разглаживают высушенные в течение ½ — 1 часа клеевые швы из БФ-2. Полезно после окончания обтяжки дать модели «отвисеться» пару дней (а лучше, если хватит терпения, неделю!). За это время древесина «привыкнет» к воздействию стягивающих усилий от пленки и сама немного ослабит натяжение — тогда и станет ясно, нужно ли исправлять натяжку или крутку крыла.

Руль высоты выполняют после полного монтажа всех элементов «бойцовки», вплоть до двигателя с пропеллером. Это позволит точно подобрать массу и конструкцию руля в зависимости от используемого двигателя (его массы) и от требуемой центровки аппарата.
Последняя — в пределах 65 мм от передней кромки крыла (конечно, от кромки профиля!), для новичков рекомендуется этот размер сократить до 45 мм. Снабженная микродвигателем МК-17 «Юниор» и самодельным деревянным воздушным винтом (с ним поведение модели намного лучше, чем со штатным пластиковым) 0 180 мм и шагом 100— 130 мм, «бойцовка» отлично пилотируется на кордах диаметром 0,3 мм , длиной 10 м. Симметричности работы мотора на прямых и обратных фигурах добиваются, выставляя его по высоте за счет изменения толщины подмоторных прокладок. Распыляющее отверстие жиклера должно приходиться точно на середину высоты бака. Этого проще добиться при использовании принудительного питания, когда топливо подается под давлением, нагнетаемым в бак из картера работающего двигателя. В таком варианте штатная футорка карбюратора удаляется.

Заметим, что модель подобного класса с мотором, поднятым чуть выше оси крыла, ведет себя практически одинаково на прямых и обратных эволюциях!

О других деталях. Тяги руля высоты — это отрезки вязальных спиц, тяги качалки — освобожденные от оплетки гитарные струны (седьмая струна без Навивки имеет 0,5 мм), гибкий тросик в тяге качалки — сердечник от тросика спуска затвора фотоаппарата. От него же — направляющие пружинки, заклеиваемые в законцовке.

Из струн можно сделать и первоклассные микро карабины, замком для которых служат отрезки тонких пластиковых трубочек.

Тонкая фанера в подмоторном узле может быть заменена склеенным в два-три слоя электрокартоном или выструганными тонкими липовыми пластинами. А на детали кабанчика пойдет любая пластиковая коробка с прямыми углами. Все деревянные детали моторамы покрываются несколькими слоями нитролака, в котором растворено немного касторового масла.

Маневренные свойства модели значительно повысятся, если установить на нее легкий двигатель е передним распределением (типа «Стриж») и облегчить руль высоты. Модель облетывалась и на высоких скоростях — с калильным микромотором. Даже в этом случае она оказалась достаточно прочной, живучей. Как ни странно, «бойцовка» с граненым контуром передней части профиля не подтормаживается на резких эволюциях, не стремится залететь в круг.


Оценить статью:(234)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама