Рукоделие |
Каноэ и древний корабль из бумагиОсновы моделирования кораблей из бумаги. В статье расказано как сделать из бумаги старинный кораблик и каноэ. В отличие от боевых кораблей, для достижения большой скорости всегда узких и длинных, торговые строились более короткими и широкими. Такие суда обладали не только большой грузоподъемностью, но и остойчивостью и получили широкое распространение в период средневековья. Интересно, что именно данная особенность позволяет легко и просто делать модели судов этого времени из бумаги. Причем если в качестве исходного материала взять плотную рисовальную бумагу, можно сделать не только хорошую стендовую модель, но также и плавающую. Но прежде чем приступить к постройке обещанной модели, потренируйтесь на какой-нибудь модели попроще, например модели индейского каноэ (рис. 17).
Лист бумаги из тетради для рисования смажьте по краю клеем и сверните в бумажную трубку 0 40 мм (рис. 17, а). Длина ее будет зависеть от того, как (в длину или в ширину) будет свернут лист. Края трубки изнутри промажьте клеем и зажмите скрепками или бельевыми прищепками. При этом продольный шов будущего корпуса должен оставаться наверху, там, где будет палуба, а штевни — носовая и кормовая оконечности корпуса — должны быть параллельны. Теперь корпусу придайте нужную форму, для чего палубу аккуратно продавите пальцами, обминая края таким образом, чтобы на границе палубы и борта получилась ровная линия изгиба. Ножницами вырежьте кусок палубы, отмеченный пунктиром, и обрежьте штевни (рис. 17, б). Корпус каноэ практически готов. Покрасьте модель (лучше всего масляной или нитрокраской) в темно-коричневый цвет — под цвет коры, из которой делались настоящие каноэ. После того как краска высохнет, опустите модель в воду вместе с положенными на дно кусочками балласта и, передвигая их, выровните каноэ. Чтобы балласт не сдвигался, залейте его расплавленным парафином. Затем корпус изнутри еще раз покройте краской. Распорки сделайте из реек или соломинок, сиденье — из кусочка картона, фанеры или палочки-лопаточки для мороженого (рис. 17, в). Декоративный орнамент на борту можно выполнить из разноцветных бумажных треугольников, которые для предохранения от воды надо покрыть бесцветным лаком. Их наклеивают в определенном порядке. Можно и просто нарисовать узоры. Каждое весло изготовьте из соломинки. Расщепите лезвием один из ее концов и вставьте туда лопасть из кусочка картона. Можно прикрепить эту лопасть к тонкой оструганной реечке и при помощи клея. Оживить сделанную модель может фигурка индейца, сидящего в каноэ или гребущего веслом. Ее можно сделать самим или взять готовую из набора. В любом случае фигурку необходимо раскрасить и покрыть лаком. А теперь по этому же принципу изготовьте и более сложную модель — модель когга — одномачтового судна XIII—XV веков (рис. 18). Это высокобортное, палубное с сильным прогибом судно, имевшее большую ширину при незначительной длине и двигавшееся только под парусом. Характерные особенности когга — навесной руль и прямые, сильно скошенные штевни (носовая и кормовая оконечности). На носу и на корме находились высокие помосты с зубчатыми ограждениям для воинов. В помещении над кормовой площадкой, нередко занимав шей около половины длины судна размещались каюты, в бортовых стенках которых иногда прорезывались окна. Скошенный под углов форштевень — брус, образующий носовую оконечность судна,— часто заканчивался наклонной мачтой — бушпритом, который служил для растяжки паруса спереди.
Богато орнаментированный корпус с гербом, флаги и вымпелы, яркая раскраска боевых площадок — все это делает модель корабля чрезвычайно декоративной. Технология изготовления модели подробно показана на рисунке. Так же как и в модели каноэ; ее корпус сверните из листа - плотной рисовальной бумаги (рис. 18, а).
Из картона толщиной 0,5 мм попарно вырежьте и приклейте штевни, а из желтой бумаги, разлинованной под дощатый настил,— палубу. После того как она будет приклеена к корпусу, прорежьте ее оконечности лезвием вдоль борта вплоть до горизонтального участка (штриховая линия) и обрежьте так, чтобы, будучи отогнутыми, они закрывали проемы под носовым и кормовым возвышениями (рис. 18, г). Затем установите руль из картона толщиной 1 мм, полосы фальшбортов из плотной бумаги и палубные переборки (детали 1, 2, 3 рис. 18, д), после чего окрасьте корпус. Сделать это лучше всего кистью, используя возможно более густую краску,— неровности окраски будут имитировать смоленые доски обшивки корпуса. Цвет — темно-коричневый или черный; фальшборт изнутри красного цвета. Выкройки носового 5 и кормового 6 помостов (рис. 18, д), а также люки 4 и 7 вырежьте из желтой бумаги и расчертите «под доски» (модель будет эффектнее, если фломастером будет подчеркнута структура древесины). Выкройки наклейте на картон толщиной 0,5 мм, затем опять вырежьте, склейте изнутри красной и синей бумагой или окрасьте в нужный цвет, после чего согните и склейте, отделывая получившиеся зубчатые башни окантовкой из бумажных полосок. Поскольку детали имеют значительную толщину, склеивание ведите встык, без зубчиков-«карманов». Мачта и рей — длиной соответственно 180 и 120 мм — из соломинок, камышинок, реек или тростинок. Если под руками этих материалов нет, можно накатать трубочки из тонкой бумаги на вязальной спице и покрасить их в коричневый цвет. Для блоков 8 (рис. 18, д) можно использовать нарезанные колечками стержни от шариковых ручек. «Воронье гнездо» вырежьте по развертке 7 (рис. 18, д) из бумаги голубого цвета снаружи и черного изнутри. Парус 2 (размером 110Х 120 мм) соберите в шахматном порядке из квадратов синего и красного цвета (рис. 18, е). На синие квадраты наклейте золотые геральдические линии, на красные — золотых львов. Эти детали лучше всего вырезать, сложив вместе несколько листочков бронзированной бумаги. Чтобы закрепить парус на рее, расщепите соломинку лезвием бритвы и, смазав клеем парус, вставьте его в расщеп так, чтобы концы рея выступали по сторонам на 5 мм. Ворот 3, служащий для подъема якоря, должен располагаться на палубе. Его детали вырежьте и склейте из картона. Световой люк 4 проще всего нарисовать черным фломастером на кусочке белого картона. Детали 6, необходимые для крепления такелажа, вырежьте из картона и покрасьте в черный цвет. Чтобы сделать ванты — веревочные лестницы на судне, пригодится простейшее приспособление 5 (рис. 18, е), состоящее из доски с набитыми на нее гвоздями. Между ними натягиваются нитки, которые в точках соприкосновения нужно закрепить капельками клея. Древко флага 1 (рис. 18, е) сделайте также из расщепленной соломинки. В верхний расщеп вставьте флаг, нижним он надевается на один из зубцов кормового помоста. Остается натянуть такелаж и ванты. Изготовить ванты можно с помощью рамки кондуктора (рис. 19). В отличие от приспособления 5 (рис. 18, е) на нее нужно натягивать только поперечные нити. Вертикальные нити натяните непосредственно на модели. На них наложите рамку, а места пересечения нитей 2—3 раза покройте мебельным лаком. После его высыхания нити обрежьте лезвием. При такой технологии ванты оказываются достаточно точно подогнанными по месту, а капли клея в местах пересечения нитей, как и в первом случае, имитируют узлы.
|