Джонки — корабли тысячелетий

Джонки — первые в истории кораблестроения суда, корпуса которых были разделены на водонепроницаемые отсеки перегородками из толстых досок

Их назначение — спасти судно, если потекут швы, когда оно ударится о рифы. Пропущенный через корму руль появился на этих судах на несколько веков раньше, чем на ганзейском когге. Подробное описание джонок оставил известный средневековый путешественник Марко Поло после своего знаменитого путешествия в Китай в 1271 —1295 гг. Четыре мачты со множеством парусов оснащали корабль, на котором он путешествовал. У некоторых были еще две дополнительные мачты, которые ставили и убирали по мере необходимости.
Самые большие джонки имели в длину 60 м и ширину 10 м. При осадке всего 2 м они могли поднимать до 2 тыс. т груза.

Эти неуклюжие с виду суда имели хорошие мореходные качества, позволявшие им выдерживать жестокие муссонные ветры и тайфуны восточных морей. Корабелы Европы признали за джонкой такие преимущества, как высокая прочность, простота конструкции и высокая эффективность парусной оснастки. Благодаря малой осадке им были доступны и устья рек, и прибрежные морские воды.

О том, насколько глубоко в древность уходит история джонок, свидетельствует  старинная  китайская пословица. Она гласит, что боги построили джонки до того, как на свете появились люди. При этом их конструкция оказалась настолько удачной, что практически не изменилась за тысячелетия, так что в Китае и других странах Юго-Восточной Азии и сегодня еще можно увидеть джонки, почти не отличающиеся от тех, что когда-то описал Марко Поло.
Джонка — типичное судно с обшивкой из досок и высокой кормой. Строят джонки так: сначала сооружают борта, а затем настилают днище. Из мягкой, хорошо гнущейся древесины изготавливают продольные и поперечные связи корпуса — так называемый набор, разделяют судно поперечными и продольными переборками, придающими ему прочность и герметичность. Джонка имеет своеобразный парус, который крепят так, чтобы одна треть его выступала перед мачтой, а две трети оставались позади нее. Благодаря промежуточным реям ветровая нагрузка равномерно распределяется по всей мачте. Специальные снасти — шкоты, имеющиеся как на основных, так и на промежуточных реях, позволяют улавливать даже самый слабый ветер.

Красят джонки в самые разные цвета: красный, черный, желтый, зеленый  и  др.  Корму  украшают изображениями драконов, цветов и др. Подводная часть корпуса смоленая — темно-коричневого цвета. На носу выше ватерлинии белой и черной красками еще и сегодня по традиции рисуют глаза...

Попробуем сделать модель этого интересного судна (рис. 11) из разноцветной бумаги и картона из наборов для детского ручного труда.


На подобранный материал (цветную бумагу лучше всего заранее наклеить на белую бумагу и картон) переведите, увеличив, чертежи разверток (рис. 12). В местах, обозначенных буквой В, сделайте сквозные прорези и только после этого вырежьте сами заготовки. По линиям сгиба слегка надрежьте их лезвием бритвы (с какой стороны — внутренней или внешней — это делать, вам подскажет рисунок общего вида корабля). После этого перегните и склейте заготовки так, чтобы не было видно белой бумаги.


Для различных деталей модели джонки постарайтесь подобрать подходящую по цвету бумагу. Палубу изготовьте из желтой бумаги, предварительно разлинованной под дощатый настил и наклеенной на картон толщиной 0,5 мм. Детали 1, 2, 3, 4, 5, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 24 выполните из бумаги коричневого цвета. Детали 3, 6, 10 — коричневые с полосками-накладками желтого цвета. Заднюю стенку кормовой рубки можно украсить декоративной надписью или рисунком. Надстройка 25 с декоративными окнами-жалюзи и фальшборт 26 — темно-желтые. Ярко-красные полосы на фальшборте так же, как детали 17, наклейте на накладки из картона Е к 3 толщиной 0,5 мм. Перо руля 3 вырежьте из картона толщиной 1 мм и дополнительно оклейте картонными полосками  для  прочности.  Аналогичную операцию проделайте и с корпусом, который усиливается в носовой и кормовой частях накладками Г и Д под детали 2 и 22 из бумаги.


Сборку модели, длина которой после увеличения должна составлять по диаметральной переборке В примерно 200 мм, начните с корпуса. Диаметральную переборку наклейте на развертку корпуса 1, после этого установите палубу 27 и только тогда приклейте фальшборты.

Поскольку современные клеи обеспечивают большую прочность соединения, а бумага и картон на модели имеют значительную толщину, склеивать детали лучше всего встык, без традиционных треугольных «карманов».
Установив на палубе все надстройки (до этого следует руль с румпелем вклеить в отверстия палубы и транцевой доски), приступите к установке парусного вооружения и окончательной отделке. Украшение кормы 7 выполните из двух реек и соломинок, вставленных в проделанные в них отверстия. Из соломинок или спичек сделайте и рукоятки якорного ворота и румпель. Якорь 20 из канцелярских скрепок, склеенных вместе и обернутых бумагой или вставленных внутрь соломинки, покрасьте черной краской. Из соломинок, разрезанных на тонкие полоски, а также стебельков от веника соберите основные (верхние и нижние) и промежуточные реи парусов, которые, чтобы они надевались на мачту, сделайте по приведенной на рисунке схеме А.

Мачты длиной 220 и 190 мм вставьте в отверстия в крыше надстройки и палубе. Дополнительную жесткость их креплению придают детали 23 и 24. Сначала наденьте паруса, а уж потом корзины для наблюдателей — «вороньи гнезда» и реи для вымпелов, длина которых равна 60 мм. Флагшток длиной 80 мм, так же как к мачты, украшают навершиями 9, 11, 13 из «золоченой» бумаги. Разноцветные вымпелы 12, 14 и флаг на корме 8 украсьте изображениями драконов или иероглифами. Остается натянуть нити такелажа, якорные канаты с якорями — и модель готова.

Если вы захотите, чтобы эта модель держалась на воде, загрузите ее балластом через отверстия в палубе и залейте его растопленным парафином. Кроме того, корпус плавающей модели обязательно пропитайте водоупорным лаком.



Оценить статью:(230)+-
© Интернет журнал Hobby-Live издается в сети интернет с 2007 года | Политика конфиденциальности | Обмен ссылками | Реклама